«До конца лета мы определим «чёрный список» УК»
В сентябре Государственная Дума РФ намерена принять в окончательном чтении проект закона, разрешающего деятельность по управлению многоквартирными домами лишь компаниям – членами саморегулируемой организации (СРО). Это требование будет прописано в специальном разделе Жилищного кодекса. О принципах работы СРО на территории Иркутской области и о том, как с большей эффективностью влиять на работу управляющих компаний, рассказал в интервью «Сибирскому энергетику» директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек.
– Какой вы видите цель и задачи создания СРО, объединяющие УК? Эти задачи выполняются?
– Саморегулирование в сфере ЖКХ развивается на территории нашего региона с 2009 года, но пока на добровольной основе, потому что ещё не принят закон об обязательном вступлении в СРО, который прошёл в Госдуме только первое чтение. Сейчас в стране создано около 50 СРО в сфере управления жилищным фондом. Наша организация «Содружество ЖКХ» создана в 2009 году и была восемнадцатой в стране, которая получила статус саморегулируемой. Основной целью деятельности нашей организации является развитие конкурентоспособности рынка жилищно-коммунальных услуг и поддержка его профессиональных добросовестных участников.
– Сколько в Иркутской области УК, которые уже вступили в СРО? Как вы привлекаете их к себе?
– В Иркутской области работает около 200 управляющих компаний. Из них 80 уже вступили в наше «Содружество ЖКХ». Насильно мы никого к себе не тянем, саморегулирование пока является добровольным. Управляющие компании сами заинтересованы в том, чтобы объединяться в СРО. У них есть возможность понять все плюсы и минусы участия в саморегулируемой организации, узнать, какие проверки их ожидают, как соблюдать единые стандарты управления домами и что в целом их ожидает после вступления в силу закона о СРО. Сейчас ещё можно откорректировать своё поведение. К примеру, проведение тех же проверок не является карающим инструментом. Это делается в первую очередь для самих УК, чтобы они смогли исправить свои нарушения самостоятельно и в последующем избежать больших штрафов.
– Какими основными функциями наделены СРО сейчас и что ожидается после принятия законопроекта?
– Основная функция СРО – это очистка рынка ЖКХ от недобросовестных управляющих компаний. По принципу саморегулирования, если среди членов СРО кто-то совершил недочёт или нарушение, то все остальные, входящие в состав СРО, должны за него платить. Эта плата производиться за счёт компенсационного фонда, который создан при СРО. Если недобросовестная компания допускает повторные нарушения, за него снова расплачиваются другие. В итоге управляющие компании начинают думать, зачем им нужен такой член в организации. Они собираются и принимают коллективное решение об исключении нерадивого участника из состава СРО. После этого исключённая из СРО организация не имеет права заниматься данным видом деятельности от трёх до пяти лет. Эта система позволит повысить конкуренцию, от которой улучшается прежде всего качество предоставляемых населению услуг. Но пока закон о СРО не заработал, эта норма не реализуется.
В настоящее время СРО является помощником для УК: они не всегда самостоятельно могут решать проблемы, которые можем решить мы. Если ты представляешь одну УК, к тебе относятся соответственно, а если 80 – то это уже достаточно весомый аргумент в решении споров. Решение конфликтов также является одной из важных задач СРО.
– Понятно, что, как любое некоммерческое предприятие, СРО существует на членские взносы. А есть ещё источник?
– Любая СРО, хоть в ЖКХ, хоть в другой сфере, существует на членские взносы. В среднем по стране эти взносы составляют от 3 до 15 копеек за один квадратный метр. В Иркутской области это в среднем три копейки, средний ежемесячный взнос УК составляет порядка пяти тысяч рублей. Размах различный, в зависимости от количества квадратных метров, которые обслуживает УК. Есть компании, которые платят и по 18 тысяч в месяц, а есть и по две. Других источников нет. Ещё есть вступительный взнос, но он разовый и составляет всего пять тысяч рублей. Эти средства и позволяют осуществлять деятельность СРО.
– Как часто с жалобами к вам обращаются жители?
– К нам жалобы поступают уже в крайних случаях, когда человек не может самостоятельно разобраться со своей обслуживающей организацией. Если вопрос касается материальных выплат, то мы их производим из компенсационного фонда, который создан в СРО. Последняя такая выплата была в доме, который обслуживала УК «Приморский». К нам обратились жители с жалобой на появление грибка в квартирах по вине УК. В итоге выплатили порядка 60 тысяч рублей. Такие проблемы возникают часто, в среднем по три случая в месяц, но выплаты производятся не всегда. Потому что когда доходит до разбирательств, УК стараются решить конфликт самостоятельно, чтобы не придавать случай огласке.
– Из чего формируется компенсационный фонд?
– Каждый член СРО при вступлении платит в этот фонд определённую сумму, в настоящее время она составляет пять тысяч рублей. Но так как эта сумма небольшая, мы осуществляем страхование деятельности членов СРО. В среднем каждая управляющая компания застраховывает свои риски на миллион рублей. Компенсационный фонд не тратится на какие-то собственные нужды. Возмещать приходится редко, и когда доходит до таких ситуаций, мы встречаемся с представителями УК, проводим с ними беседу, и, как правило, УК самостоятельно платит. К примеру, был случай нынешней весной, когда снег с крыши упал на одну из машин. Это произошло на территории, обслуживаемой УК «Западное управление ЖКС». После проведённой дисциплинарным комитетом нашей СРО проверки и установления виновных Западное управление ЖКС сделало выплату за причинённый хозяину автомобиля ущерб.
– Вы уже упоминали скандально известную УК «Приморский». Она до сих пор числится в вашей СРО?
– Формально да, они входят в СРО, мы их не исключали. На тот момент, когда мы восстанавливали за них ущерб, они платили взносы СРО, соответственно, мы за них несли ответственность.
– Как часто вы организуете проверки?
– Мы осуществляем плановые проверки и оперативные – по факту поступления жалоб от населения. Есть у нас контрольный комитет, который осуществляет плановые проверки, они проходят в среднем два раза в месяц. Проверяются финансово-экономические показатели финансовой деятельности УК. Насчёт вопросов, касающихся технической деятельности, мы заключили соглашение со Службой государственного и технического контроля. Совместно с ними мы проводим проверки. К примеру, у нас очень большое количество жалоб поступает по легитимности голосования на собрании жильцов. Так как законодательством не определено, кто должен следить за легитимностью голосования, мы со всеми сторонами садимся и каждый документ проверяем.
– Какие меры воздействия вы используете в отношении недобросовестных УК?
– Когда у нас появляется информация о плохой работе УК, контрольный комитет рассматривает её и в случае необходимости назначается проверка. По результатам проверки выносятся предписания на устранение. В настоящее время мы не можем штрафовать УК, но так как руководитель областной Службы жилищного и строительного надзора Денис Воронов является председателем наблюдательного совета нашей организации, то автоматически вся информация о нарушениях попадает в данную службу, у которой есть полномочия оштрафовать виновную УК в случае неустранения недостатков своей деятельности.
После принятия закона о СРО в третьем чтении мы будем наделены правом исключать нерадивую УК из СРО. Закон, возможно, будет принят осенью текущего года. Адекватные УК сами заинтересованы в этом, потому что как только закон вступит в силу, так называемый «чёрный список УК» сам уйдёт с рынка.
– Ведёте ли вы рейтинг «хороших и плохих» компаний? Назовите основные.
– Да, мы ведём такой рейтинг, составляем его совместно с министерством жилищной политики, энергетики и транспорта раз в год. На нашем официальном сайте есть результаты мониторинга, но только по итогам прошлого года. До конца лета мы определим «чёрный список» компаний. А вообще нельзя делить УК на плохие или хорошие, нет компаний, которые постоянно нарушают. Есть проблемные управляющие компании, по которым сейчас ведутся судебные разбирательства. В июле–августе по ним будут вынесены решения. К примеру, по УК «Приморский» и «Уютный дом» и ряду других компаний по области, вокруг которых постоянно возникают скандалы.
Западное управление ЖКС также в прошлом году находилось в центре скандалов. Но, на мой взгляд, они возникали не потому, что УК плохая, а потому, что результаты проверок прокуратуры были преданы широкой огласке. Проверяли многие компании, но досталось больше всех Западному управлению ЖКС. У нас с точки зрения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями самой «передовой» остаётся УК «Приморский», а с точки зрения скандалов вокруг передачи домов от одной УК к другой – «Уютный дом», который, кстати, не входит в СРО «Содружество ЖКХ».
– Что вы ждёт от принятия закона о саморегулировании?
– После того как вступит в силу закон о СРО, заработает механизм самоочищения рынка, когда у добросовестных управляющих компаний появится возможность нормально работать, а недобросовестные будут вытеснены. Сегодня не существует практически никаких требований к деятельности управляющих компаний. В связи с этим вопрос о регулировании в сфере управления многоквартирными домами назрел давно, ведь речь идёт об обес-печении безопасной эксплуатации зданий. И если раньше это было обязанностью государства, то теперь вся ответственность лежит на собственниках. Безусловно, с принятием этого закона станет лучше и жителям, потому что повысится качество обслуживания, и самим УК, которые избавятся от недобросовестных конкурентов.