В Иркутской области предлагают разработать программу «Медиабезопасность детей и подростков»
В Иркутской области в рамках проекта партии «Единая Россия» «Защита детей» прошел круглый стол «Вопросы обеспечения информационной безопасности школьников в интернет-пространстве» под руководством координатора проекта в регионе, председателя комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания области Ирины Синцовой. По ее словам, обсуждаемая тема весьма актуальна, Интернет – это не только связь, но и среда, которая влияет на воспитание молодежи. «Нас, взрослых, волнует негативное воздействие интернет-сайтов на подрастающее поколение, откуда школьники беспрепятственно могут черпать информацию, опасную для их физического, духовного и интеллектуального здоровья», — отметила Ирина Синцова.
По данным исследований ЮНЕСКО, 54% детей Иркутской области считают, что Интернет опасен, лишь 34% опрошенных родителей считают то же самое. «Информационная безопасность детей – это задача не только семейного, но и школьного воспитания, – отметила Ирина Синцова. – Роль Интернета сложно переоценить в нашей жизни, для многих детей всемирная паутина стала средой обитания». По данным Центра безопасного Интернета, в России по разным оценкам от 8 до 14 млн детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории страны.
На заседании круглого стола было названо семь типов подростков от 13 до 18 лет, которые долгое время находятся в Интернете. Дети, которые используют сеть для того, чтобы найти нужные сведения, посещают познавательные сайты, например «Википедия», называются «любознательные». Есть так называемые «бунтари» — любители посещать запретные сайты, они используют Интернет для самовыражения. Есть «игроки», которые играют во всевозможные on-line игры, есть «тусовщики» — пользователи социальных сетей, где объединяются в группы по интересам, это основная масса подростков. «Потребители» — подростки, пользующиеся Интернетом для скачивания различных фильмов, музыки и т.д. Последняя категория детей — «ботаники» или «деловые пользователи», скачивающие рефераты и ищущие работу. По мнению вице-спикера областного детского парламента Виталия Прусакова, Интернет может быть для школьников не только развлечением, но и местом, где можно заработать. «Меня и моих друзей можно отнести к деловым пользователям сети, где мы получаем не только знания, но и с помощью своих мозгов зарабатываем», – отметил Виталий Прусаков.
Доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, иркутский блогер Сергей Шмидт отметил, что необходимо отвлечь детей от Интернета, а не говорить им постоянно о запрете. «Необходимо отвлекать и заинтересовывать детей интерактивными мероприятиями, — подчеркнул блогер. — Нельзя забывать, что специальные системы защиты, установленные на компьютерах в школах или дома, не дают защиту от посещения запретных сайтов с помощью сотового телефона». По словам представителя общественной организации, сейчас увеличивается количество экстремистских сайтов, где молодежь призывают «вершить историю». В мае 2012 года было проведено исследование, по результатам которого выявлено 58 сайтов, на которых происходит разжигание межнациональной розни. Около 125 тыс. человек являются постоянными пользователями таких сайтов, в день на каждую такую страничку в Интернете заходят 620 человек.
По завершению круглого стола Ирина Синцова отметила, что необходимо в образовательных учреждениях установить дополнительное программное обеспечение, имеющее фильтры информационных ресурсов, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию школьников, а также осуществлять ежедневный мониторинг доступности сайтов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания. Кроме того, участники круглого стола рекомендовали региональному правительству разработать и реализовать программу обеспечения информационной безопасности детей, а также внедрения специальных образовательных и просветительских программ «Медиабезопасность детей и подростков» и создать многоканальную горячую линию для приема сообщений о распространении запретной информации. «Важно формировать в детях интернет-культуру, этим должны заниматься не только педагоги, но и родители, и создатели сайтов,- подытожила Ирина Синцова. — Оргкомитет проекта «Защита детства» будет также руководствоваться выработанными рекомендациями».