издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Двенадцать актёрских характеров

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ, для «Восточно-Сибирской правды»

Театр, известное дело, начинается с вешалки. Как, впрочем, и наш иркутский ТЮЗ. Но помимо этого азбучного атрибута в театре юного зрителя есть своя особая фишка, достопримечательность, без которой трудно представить его нынешнее лицо. Это портретная галерея, расположенная на втором, балконном, этаже. Почитатели и завсегдатаи не упускают случая, чтобы побывать здесь, пообщаться с любимыми актёрами, создателями незабываемых ролей, судеб, характеров.

Нынче галерее портретов, автором которых является иркутская  художница Татьяна Ларёва, исполнилось 10 лет. По случаю юбилея в театре, в стенах галереи, состоялась торжественная церемония. На встречу с художницей, руководством театра пришли представители общественности города, писатели, театралы. Само собой разумеется, самыми почётными гостями стали герои портретов – известные и любимые в народе артисты Валерий Елисеев, Галина Проценко, Владимир Безродных… Минутой молчания почтили память безвременно ушедших великолепных мастеров сцены Валерия Филимонова, Олега Матеосова, народной артистки России Людмилы Стрижёвой, чьи портреты представлены в галерее.

Встречу вёл директор театра, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. К слову, сам Виктор Степанович приложил немало сил и стараний, чтобы создание портретной галереи стало свершившимся фактом, всячески поддерживал автора живописных портретов. Он нашёл тёплые, проникновенные слова о людях, запечатлённых на холстах, об особенностях актёрской профессии, о призвании артиста. Главное, когда ты выходишь к зрителям, надо быть предельно искренним, убедительным, произнося текст героя пьесы, говорить о сокровенном, личностном. Чтобы душа распахнулась. Уловить, передать эти моменты при создании образа – задача не из лёгких. Тем приятнее сознавать, что Татьяне Григорьевне, автору порт-ретной серии, это во многом удалось. 

Слова признательности и благодарности художнице высказали герои её картин – заслуженные артисты России, ведущие мастера сцены Галина Проценко, Любовь Почаева, Валерий Елисеев. Валерий Алексеевич, к примеру, изображён на полотне с двумя внуками. 

А дело было так: на один из первых сеансов артист решил было не приходить, дескать, детей некуда девать. «А приводите их с собой», – предложила Татьяна Григорьевна. И когда она увидела, с какой нежностью он обнял внучат, предложила: «Давайте я вас всех троих нарисую!» Получился очень тёплый и солнечный коллективный портрет. Почти сказочный – по Берендею.

Самым же первым в задуманной галерее стал портрет большого мастера сцены Вениамина Филимонова. В то время он недомогал, восстанавливался после перенесённого инфаркта, в мастерскую художницы приходить не мог. Ларёва с ходу предложила – она будет приезжать в театр (ТЮЗ тогда ещё располагался в старом здании по ул. Ленина, 13). 

К её появлению с мольбертом в руках в театре скоро привыкли. Филимонов же оказался на редкость душевным, интересным собеседником, декламировал стихи, блестяще, просто потрясающе читал «Чёрного человека» Сергея Есенина. Говорил о своих планах – мечтал сыграть Дон Кихота. Не получилось…

Работа с портретом оказалась весьма непростой, сеансов 14-15 понадобилось, чтобы он предстал на портрете таким, каким был в жизни – элегантным, мудрым и одновременно простым. Без какой-либо позы.

– С актёрами работать и трудно, и интересно, – рассказывает Татьяна Ларёва. – У каждого свой непростой, сложный характер, свои претензии, а где-то и амбиции – творческие люди, одним словом. Делала наброски в поездках, в фойе театра, на репетициях, а холст, конечно же, рождался в мастерской.

Здесь же, на встрече, посвящённой юбилею галереи, состоялась презентация очередного портрета – заслуженного артиста России, мастера, отдавшего театру более трёх десятков лет, Владимира Привалова. Работу в ТЮЗе он начал ещё будучи студентом Иркутского театрального училища. Актёрская индивидуальность Владимира Привалова позволяла ему создавать образы самого широкого диапазона: принцев и королей в сказках, героев плаща и шпаги, играть выразительные острохарактерные роли в комедийных спектаклях. Он играл Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Шекспира. В «Предместье» («Старшем сыне») Александра Вампилова мастерски сыграл сначала Бусыгина, а в новой версии спектакля – элегантно-циничного Сильву. В «Маленьком принце» Экзюпери артист исполнил сразу восемь ролей обитателей различных планет.

На портрете (кстати, в галерее 12-м по счёту), встреченном аплодисментами собравшихся, Владимир Привалов предстал в образе купца Глумова («На всякого мудреца…» А. Островского).

На очереди – подготовка к созданию портрета заслуженной артистки РФ Нины Ольковой. Художница давно знакома с Ниной Ивановной. Когда-то, ещё в студенческие годы, они жили в одном общежитии, где Нина Олькова удивляла своими многочисленными талантами: пела под гитару, организовывала вечера поэзии, танцевала. В театре Ниной Ольковой создана целая галерея русских женщин, которым свой-ственны и природный ум, и юмор, и самопожертвование, и сильная воля. Достаточно вспомнить её героиню Надю из спектакля «Любовь и голуби» Владимира Гуркина. Так что вопрос, в каком образе предстанет перед нами актриса, пока остаётся открытым. Одно ясно: он будет подкупающе живым, характерным и открытым.

Так что галерея пополняется, живёт и, конечно же, ждёт новых встреч со зрителями, поклонниками театрального искусства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры