О развитии Сибири – в конструктивном ключе
В Законодательном Собрании прошёл круглый стол «Развитие Иркутской области в аспекте государственной политики по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири». Участники дискуссии обсудили возможные сценарии развития региона и пришли к выводу, что без помощи федерального центра его колоссальный экономический потенциал рискует остаться нереализованным.
Тон дискуссии задал Борис Алексеев, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС.
– Развитие Сибири и Дальнего Востока названо в числе государственных приоритетов. Сегодня активно обсуждается законопроект о создании государственной корпорации, которой будут переданы беспрецедентные полномочия по стимулированию экономического роста этих территорий. Мы не можем остаться в стороне. От наших рекомендаций зависит эффективность этой структуры. Так что, пожалуйста, в конструктивном ключе…
Директор Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров остановился на концептуальных моментах документа. По его словам, «законопроект необходимо дорабатывать», чтобы он стал «более конкретным и понятным».
Выступление Надежды Грошевой, декана Сибирско-Американского факультета Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, заставило собравшихся обратиться к реальной экономической ситуации. Их вниманию были предложены выдержки из доклада «Сценарии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока».
– Существуют три возможных сценария развития территории. Первый называется «Падение в пропасть» – он вполне вероятен при негативных тенденциях в мировой экономике и связанных с ними изменениях на сырьевом и энергетическом рынках. Согласно этому сценарию, регион превращается в сырьевой придаток стран с развитой экономикой, прежде всего Японии, Малайзии, Кореи и Китая.
Второй сценарий, по словам Надежды Грошевой, получил название «От инерции к стагнации». Он возможен при позитивном развитии мировой экономики со смещением центров активности в Азиатско-Тихоокеанский регион и продолжении роста спроса на сырьё и энергоносители.
– Экономика региона сохранит сырьевую направленность, хотя и будет медленно расти. Стремление России закрепиться на рынках АТР приведёт к строительству соответствующей инфраструктуры – нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог, вокруг которых и будет сосредоточена экономическая активность. Депопуляция региона продолжится. В рамках инерционного сценария будут обостряться системные напряжения, что лет через 10–15 может привести к локальному кризису, который может завершиться «Падением в пропасть».
И только третий сценарий «Новые возможности», предполагающий «активизацию инновационного развития», позволит Иркутской области в полной мере реализовать имеющийся экономический потенциал.
– Для реализации этого сценария российское правительство должно пойти на беспрецедентные шаги, стимулирующие экономический рост, – подчеркнула Грошева. – В том числе прямое государственное финансирование, налоговые, амортизационные и таможенные льготы, стимулирующие привлечение высококвалифицированных кадров. Системное освоение ресурсного потенциала произойдёт лишь в результате соединения инвестиционных возможностей бизнеса и государства на основе эффективных механизмов государственно-частного партнёрства.
– Создание государственной корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока – это как раз и есть реальные действия, стимулирующие экономический рост, – отметил Борис Алексеев. – От нас требуется обозначить приоритеты, показать федеральному центру, где именно нам необходима поддержка.
Участники дискуссии пришли к выводу, что в регионе необходимо в первую очередь развивать сырьевые проекты, но на качественно новом технологическом уровне. А вырученные от продажи природных ресурсов средства реинвестировать в производство продукции с высокой добавочной стоимостью. Разумеется, подобный подход возможен только при непосредственном участии государства.
– Это верно, но у меня вопрос: а кто всё это будет делать? Президент определил необходимость закрепления населения на территории Сибири и Дальнего Востока, – напомнил Руслан Ким, заместитель министра экономического развития и промышленности Иркутской области. – Но развитие экономики не является единственным условием, чтобы заставить людей жить в тяжёлых климатических условиях. Необходимо развивать транспортную инфраструктуру, льготное ипотечное кредитование, предоставлять жильё молодым специалистам.
Заместитель министра признался, что «не нашёл в законопроекте ни слова о том, что будет происходить на территории региона после истечения срока действия государственной компании через 25 лет».
Участники круглого стола решили подготовить соответствующие предложения по совершенствованию федерального законодательства, направленные на стимулирование ускоренного развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, и обратиться с ними в соответствующий комитет Совета Федерации.
Кроме того, в ходе дискуссии было выдвинуто предложение создать добровольную общественную организацию, которая способствовала бы социальной, культурной и экономической интеграции восточносибирских и дальневосточных регионов, а также Востока и Запада России. По словам Александра Попова, эксперта Общественной палаты Иркутской области, в настоящее время ведутся переговоры с общественными организациями регионов по вопросу их включения в работу над общественным движением, а 30 июня в рамках Байкальского гражданского форума будет сформирована рабочая группа по созданию общественного движения «За развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока».