«Пофамильно мы закон не можем принять»
Поправки в закон, регламентирующий переселение людей из зоны подтопления при заполнении водохранилища Богучанской ГЭС, рекомендовал внести на ближайшей сессии Законодательного Собрания Иркутской области комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. Входящие в него депутаты считают, что поправки смогут снять практически все вопросы, возникшие у жителей Усть-Илимского района. А для решения остальных в индивидуальном порядке у властей есть «правовой люфт».
Если отбросить редакционные и технические уточнения, в принятый в июне прошлого года закон «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению» предлагают внести четыре значительные поправки. Согласно первой из них, деньги на переезд и провоз багажа из посёлков, попадающих в зону затопления, людям будут выплачивать авансом, а не компенсировать уже понесённые ими затраты. Вторая предусматривает, что на каждого ребёнка, находящегося в семье переселенцев под опекой или попечительством, будут предоставлять по 18 кв. м, а не по 6 кв. м жилплощади. «Мы решили, что все дети имеют право на одинаковые условия», – подчеркнул директор ОГКУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» Алексей Коротнев. По третьей поправке владельцы домов в Усть-Илимском районе, приватизировавшие их уже после вступления закона в силу, смогут получить в собственность квартиры, в которые они будут переезжать. Благодаря четвёртой в законе появляется возможность выплаты компенсаций тем, кто въезжает в жильё меньшей площади. Скажем, одинокий человек, у которого в Кеуле был дом площадью 70 кв. м, при въезде в положенную ему по закону квартиру в 33 кв. м сможет претендовать на доплату из расчёта 30 тыс. рублей за каждый квадрат. Напомним, таков был норматив стоимости одного квадратного метра, утверждённый для Иркутской области Министерством регионального развития РФ в тот момент, когда региональный закон вступил в силу. Его учитывали и тогда, когда проводили конкурс на строительство квартир для переселенцев.
«Я думаю, что эти поправки нормальные, их надо принимать, – вынес вердикт депутат ЗС Илья Сумароков. – У нас все вопросы сняты по переселению?» Оказалось, что нет: у жителей как минимум одного Кеуля накопился ещё ряд замечаний, которые тут же изложила руководитель организованной ими инициативной группы Тамара Бобыльская. Так, «не одна семья и не две, а свыше десятка» настаивают на том, чтобы им не выделяли новые квартиры, а компенсировали стоимость утраченного жилья «живыми» деньгами, исходя из рыночной стоимости (несмотря на то что цена жилья в посёлке явно ниже стоимости квартир в Братске, Усть-Илимске и Иркутском районе, предоставляемых переселенцам). Существует сложность и с переселением детей-сирот, в настоящее время живущих в Кеуле по договорам социального найма жилья. В одном случае без родителей остались четверо детей, двое из которых уже достигли совершеннолетия, а двое – нет, в другом социальным сиротой, чью мать лишили родительских прав, является несовершеннолетний ребёнок. «По каким нормам они должны получать жильё?» – поинтересовалась жительница Кеуля Ирина Усольцева у парламентариев.
Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Юрий Фалейчик ответил на это предложением составить реестр детей, находящихся под опекой, и вместе с социальными службами и уполномоченным по правам ребёнка в Иркутской области «прописать судьбу каждого, что их ожидает при переселении». Для решения остальных проблем, которые не носят массового характера, по мнению депутата, у правительства Иркутской области и дирекции по подготовке ложа есть определённый «люфт и правовые возможности». «Основные вопросы, которые поставлены жизнью и людьми, мы с этими поправками закрываем, – резюмировал Фалейчик. – Пофамильно мы закон не можем принять, не бывает таких законов».
Комитет о природопользовании рекомендовал принять поправки в первом чтении. Однако, ввиду того что после июньской сессии в ЗС будут объявлены парламентские каникулы до сентября, а официальной датой окончания переселения людей из зоны подтопления остаётся 22 августа, депутатам необходимо успеть утвердить их в окончательном виде. Поэтому было решено утром во время сессии, назначенной на 20 июня, рассмотреть их в первом чтении, затем в обед собрать ещё одно заседание комитета и после этого утвердить окончательно. Между тем к поправкам не был приложен расчёт, показывающий, какая сумма потребуется для их реализации. Не был указан и источник финансирования. На это обратил внимание заместитель председателя по собственности и экономической политике ЗС Валерий Лукин, подчеркнувший, что объём дополнительных затрат необходимо определить до сессии. Вопрос с источником финансирования при этом остаётся открытым: в конце прошлого года в бюджете Иркутской области было заложено 578,1 млн. рублей на строительство жилья для переселенцев, затем эти расходы компенсировали за счёт федеральной казны. В 2012 году в федеральном бюджете на все работы, связанные с подготовкой ложа водохранилища на территории региона, предусмотрено около 1,65 млрд. рублей, однако для их получения ещё нужно получить заключение экспертизы на скорректированный технический проект БоГЭС.