Особое регулирование
Парламент формирует предложения в закон о развитии Сибири и Дальнего Востока
Авторы проекта федерального закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока» собрались развивать территории совсем не так, как это себе представляют местные эксперты. Документ в нынешнем варианте может превратить территорию страны за Уралом в колонию с особым режимом управления, поскольку не прописывает чётких правил игры. Закон не даёт ответы на важные вопросы: каких результатов следует добиваться введением законодательного изъятия, каковы условия финансового участия государства и исходя из каких критериев одни компании будут получать льготы, а другие – нет.
Депутаты Законодательного Собрания, эксперты в области правотворчества, члены правительства, представители муниципалитетов, экономисты собрались 7 июня в областном парламенте, чтобы вместе подготовить поправки к спорному закону. «Если на Дальнем Востоке создано министерство по развитию этой территории, то в Сибири такого нет. Хотя очевидно, что нам нужна отдельная структура, которая бы координировала взаимодействие органов власти. Чтобы мы от периода застоя перешли к развитию», – предваряя заседание, заявил журналистам председатель комитета по госстроительству Борис Алексеев.
Директор Института законодательства и правовой информации Алексей Петров усомнился, что закон в том виде, в котором его предлагает федерация, вполне соответствует Конституции. Однако начать нужно с того, что предметом регулирования законодатели определили не развитие оговоренных выше территорий, а отношения, которые возникают при реализации приоритетных инвестиционных проектов. Кроме того, большая часть документа посвящена организации государственной компании по развитию отдалённых от центра субъектов. При этом за рамками закона остались параметры развития Сибири и Дальнего Востока.
Проект предусматривает передачу части властных функций государственной компании, которая образуется на 25 лет. Она будет существовать в виде некоммерческой организации. Первоначальный взнос и далее ежегодные взносы на деятельность компании должны будут поступить из фонда национального благосостояния. Сразу после этого деньги становятся собственностью компании, причём вмешательство в деятельность организации органов власти закон исключает. Алексей Петров заметил, что госкомпании «передаются функции, которые, мягко говоря, нехарактерны для такого рода юридических лиц». По мнению эксперта, речь может идти о частичном самоустранении государства от выполнения функций на значительной части страны, поскольку координация деятельности органов публичной власти – это тоже власть. Алексей Петров выразил сомнение, что такой посыл соответствует Конституции. В Основном Законе страны говорится, что задача обеспечения координации и согласованного функционирования возлагается на президента и правительство.
Недостатком закона, кроме этого, Алексей Петров считает то, что закон, говоря о развитии территорий с помощью инвестиционных проектов, не закладывает принципов определения их приоритетности. «Таким образом, коренной вопрос регулирования спускается на подзаконный уровень, – отмечает Алексей Петров. – В законотворческой практике это принято называть коррупциогенным фактором».
Председатель комитета по природопользованию Юрий Фалейчик считает, что в условиях непрозрачности определения приоритетных проектов, по-видимому, решения будут приниматься произвольно, поэтому невозможно будет отследить, на каких основаниях та или иная компания попала под особый режим. Существуют также вопросы по поводу того, каким образом проект закона соотносится с антимонопольным законодательством. Речь идёт о равенстве прав организаций, включённых в список приоритетных проектов, и тех, кто туда не попал. Менее защищёнными окажутся и работники компаний, которым льготы не положены. У них не будет возможности получать налоговые вычеты и другие преференции, предусмотренные для сотрудников компаний-счастливчиков.
Завершая обсуждение, Борис Алексеев отметил, что, включившись в стратегию развития Сибири и Дальнего Востока, Иркутская область должна стать регионом развития, а не регионом выживания.