Вход заказан
Посещение Прибайкальского национального парка стало платным
Почти в тысячу рублей обойдётся теперь недельное пребывание на территории Прибайкальского национального парка для семьи из трёх человек. Новость о введении платы не на шутку взволновала общественность. В первую очередь местное население интересует, где и как оплачивать новую услугу, а также то, законно ли вообще взимание платы. Руководство парка на это заявляет, что как раньше, когда любой желающий мог пройти и проехать по охраняемой территории, больше не будет. Взамен обещают развивать инфраструктуру и создать условия для снижения антропогенного воздействия на природу. Представители туротрасли начинания парка поддерживают. Однако говорят, что прежде нужно создать условия: построить стоянки для автомобилей, оборудовать кемпинги и разработать систему троп по всей территории парка.
Очередную попытку ограничить поток туристов на западном побережье Байкала предпринимает руководство Прибайкальского национального парка (ПНП). Если до сих пор посещение его было бесплатным, то теперь каждый желающий обязан оплатить пребывание на его территории. Взрослому человеку один день пребывания в ПНП обойдётся в 60 рублей, ребёнку – в 30 рублей. Дети до семи лет и люди, проживающие на территории парка, могут посещать его бесплатно. Единственным документом, подтверждающим оплату посещения, по словам исполняющего обязанности директора парка Юрия Захарова, является квитанция. Приобрести её можно только в десяти лесничествах, действующих на территории парка, а также в его центральном офисе, расположенном в Иркутске, в микрорайоне Юбилейный. В то же время всем, кто будет задержан на территории парка без квитанции об оплате, грозит штраф в размере от 1 до 2 тыс. рублей. Для должностных и юридических лиц размер штрафа больше – от 2 до 4 тыс. рублей и от 30 до 60 тыс. рублей соответственно.
Напомним, общая площадь ПНП составляет 417,2 тыс. га, протяжённость береговой линии от Култука до посёлка Онгурён около 470 километров. На вопрос о том, как парк собирается контролировать перемещение туристов по всей этой территории, в дирекции ПНП говорят, что сегодня увеличен штат госинспекторов, общее число которых вместе с другими сотрудниками парка составляет примерно 100 человек. Кроме того, в этом году для усиления охраны парком приобретено 22 машины «УАЗ», 18 моторных лодок и одна аэролодка, 20 квадроциклов и один беспилотный летательный аппарат. Контролировать турпоток на территории парка будут и другими методами: так, к примеру, в этом году планируется ограничить посещение некоторых бухт на Байкале, которые в предыдущие годы наиболее сильно пострадали от антропогенного воздействия. Среди них бухта Бабушка, которая находится на заповедной части ПНП. Собирается парк устанавливать запрещающие аншлаги и в других местах, ограничивая в первую очередь передвижение транспорта по территории парка. По словам Юрия Захарова, все эти меры полностью правомерны, так как по закону № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» проезд и стоянка автотранспорта, не связанного с деятельностью парка, запрещены.
В дирекции ПНП говорят, что никакой самодеятельности нет и во всех других нововведениях. В подтверждение своих слов Юрий Захаров показывает утверждённый перечень платных услуг, согласованный с Министерством природных ресурсов и экологии РФ 5 мая 2012 года. «Расчёт стоимости всех услуг, которые мы сегодня можем предоставлять, сделан согласно утверждённой методике», – пояснил он. И подчеркнул, что парк действует исключительно на основании приказа Минприроды РФ № 351 «Об утверждении порядка определения платы за оказание услуг», который вступил в силу ещё 1 января 2011 года. Согласно ему и был сформирован перечень, в котором помимо платы за посещение ПНП есть и другие платные услуги. Так, поставить палатку на специальной площадке на территории парка теперь будет стоить 200 рублей в сутки. Разовое причаливание к берегу – 300 рублей. Проезд на собственных снегоходах и квадроциклах по оборудованным маршрутам – 300 рублей в сутки. Аренда велосипеда – 500 рублей в сутки. Профессиональная фото- и видеосъёмка – 500 рублей в сутки. Проживание в визитно-информационных центрах и юртах – от 400 до 2 тыс. рублей в сутки.
Реакция местного населения на введение платы за посещение парка оказалась неоднозначной. Впрочем, чаще всего в бурных дискуссиях на интернет-форумах звучал вопрос о том, за что именно парк берёт плату и куда пойдут вырученные деньги. На волне этих обсуждения ПНП организовал пресс-конференцию, на которой Юрий Захаров объяснил, что все средства пойдут на развитие инфраструктуры парка, а также создание условий для сохранения уникальной природной среды. По его словам, уже сейчас на охраняемой территории есть несколько утверждённых маршрутов.
– Будем честно говорить, пока они обустроены минимально: там есть смотровые площадки, есть костровища, – объяснил Захаров. – Также у нас несколько велосипедных маршрутов по острову Ольхон, которые были подготовлены накануне гонки «БайкалБайкТрофи».
Будет с этого года ограничено и передвижение личного транспорта туристов по территории ПНП, в том числе по острову Ольхон. Если раньше машины могли ездить по всему острову, то теперь, как говорят в парке, можно будет передвигаться только по трассе, ведущей от паромной переправы до посёлка Хужир. При этом на многочисленные вопросы, можно ли будет передвигаться как раньше, в парке отвечают, что нет. «Давайте делать не как раньше, а как надо. Иначе исчезнет ещё больше редких видов животных и растений. Мы уже потеряли орлана-белохвоста, хотя он тоже был раньше. И это только один пример», – заявляют в ПНП.
Компании, которые возят туристов на Байкал, на новость о введении платы за посещение ПНП и других платных услуг отреагировали иначе. Так, генеральный директор туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич сказал, что как ответственный туроператор они полностью поддерживают попытки развивать организованный туризм на Байкале. «Однако для начала нужно создать условия для того, чтобы вводить ограничения и брать плату. Чтобы человек, который приехал, к примеру, в Хужир, мог поставить машину на стоянку и продолжить путешествие пешком. Чтобы были оборудованные кемпинги, тропы, пикниковые зоны и другие условия для передвижения туристов», – объяснил он. По мнению Казакевича, плату нужно брать не за абстрактное посещение места – это вызовет только волну негодования, а за предоставление конкретных качественных туристических услуг для людей, желающих отдыхать самостоятельно: за дрова, за место под палатку, за доступ к продуктовым магазинам и аптеке, за вывоз мусора. «В первую очередь ставить на коммерческие рельсы нужно услуги, которые пользуются спросом, а уже потом само право посещения парка», – резюмировал он.