издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сиротский угол

На регистрационном учёте в Иркутской области к началу 2012 года состояло более 13 тысяч сирот, не имеющих жилья. По данным региональной прокуратуры, более шести тысяч из них уже приобрели право на получение квартиры. Около тысячи вступающих в самостоятельную жизнь детдомовцев собрали необходимые для этого документы.

На выделенные государством 179 миллионов рублей в прошлом году приобретено всего 303 жилых помещения для 304 выпускников детских домов и школ-интернатов. Очередь из внеочередников год от года лишь увеличивается, ведь стены казённых учреждений каждую весну выпускают по 600–700 своих воспитанников. Не имея ни папы, ни мамы, повзрослевшие дети могут надеяться только на поддержку государства. Но оно, как выяснили прокуроры, не спешит протянуть им руку помощи. Прокуратура пытается помочь детям-сиротам, брошенным на произвол судьбы, направляя в суд исковые заявления о понуждении органов местного самоуправления предоставить им жильё. Но более сотни судебных решений в пользу сирот к началу этого года остались неисполненными, при этом часть  бюджетных денег, выделенных на приобретение квадратных метров, ушла на исполнительские сборы и штрафы. 

По словам начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры Иркутской области Ольги Кошкаровой, недостаток средств, выделяемых на покупку и строительство жилья для сирот, действительно является главной причиной неисполнения государством собственных законов.  В  2012 году на эти цели только из област-ного бюджета планируется израсходовать 210 миллионов рублей,  однако реальные потребности по заявкам органов местного самоуправления превышают пять миллиардов. 

В настоящее время, как рассказала Ольга Кошкарова, прокурорскому надзору подвержены все стадии решения квартирного вопроса для детей-сирот: ведение учёта нуждающихся в жилплощади, размещение муниципальных заказов, заключение контрактов и пригодность приобретаемого жилья. В прошлом году прокурорами выявлено более двух тысяч нарушений закона, гарантирующего защиту жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. 

При огромной очереди сирот на жильё не все выделяемые для этой цели средства осваиваются. В прошлом году остались неизрасходованными 5,4 миллиона рублей: этими деньгами не смогли распорядиться власти Усть-Кута и Бодайбо. В 2010 году эффективность бюджетного рубля была ещё ниже: только 11 из 51 муниципального образования, наделённого полномочиями решать жилищные проблемы сирот, полностью использовали предоставленные им субвенции, 38 муниципалитетов оставшимися средствами распорядились только  на следующий год.  Одна из причин подобной неразворотливости местных властей – недостаток свободного муниципального жилого фонда. По мнению Ольги Кошкаровой, органам местного самоуправления следует не только размещать заказы на приобретение жилья, но и самим искать продавцов, помогать гражданам в оформлении необходимых для продажи недвижимости документов, создавать условия для строительства домов. 

Напряжённость в проблему обеспечения сирот квартирами вносит и постоянное удорожание квадратных метров. За ростом цен на жильё угнаться, конечно, сложно. Но можно, если подходить к решению этого вопроса  по-хозяйски, а не формально, как это нередко происходит сегодня. Например, почему в прошлом году остались неосвоенными деньги на квартиры для сирот в Бодайбо? Прокурор выяснил: до сентября администрация города о необходимости потратить выделенные из областного бюджета деньги на покупку жилья для социально незащищённых молодых горожан не беспокоилась. А потом цены на квадратные метры подскочили, и приобрести квартиру не представилось возможности.

Вниманием прокуратуры, считает Ольга Кошкарова, не должен быть обделён ещё один очень важный вопрос: какое жильё получает от государства ребёнок, покинувший стены детского дома, общежития учебного заведения, армейской казармы или исправительного учреждения?  Например, в прошлом году в селе Покровка Баяндаевского района сироте выделили дом, который оказался непригодным для проживания. Как выяснилось в ходе  прокурорской проверки, владелец жилого помещения предоставил недостоверные сведения о его состоянии, а заместитель мэра района поставил свою подпись под актом сдачи-приёмки, не выходя из служебного кабинета. За что и поплатился. По требованию прокурора дом для сироты был капитально отремонтирован, причём почти на 100 тысяч рублей для этого вынужден был раскошелиться заместитель мэра. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры