Спецшколам отказано в аккредитации
Положение дел в образовательных учреждениях системы специального образования региона оставляет желать лучшего. К такому выводу пришла коллегия Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области. Некоторые из образовательных учреждений в последний раз проходили процедуру государственной аккредитации 10 лет назад
Недостаточные условия для учебного процесса и недостаточную материально-техническую базу увидели члены экспертной комиссии во время государственной аккредитации в специальных школах Бодайбо и Тайшета. В Бодайбинском специальном общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья воспитательно-педагогический процесс не сопровождают психолог, логопед и социальный педагог, не ведутся занятия по лечебной физкультуре и не проводилась диспансеризация воспитанников в течение двух лет. 32 процента выпускников не продолжают обучение после окончания школы, что для этой категории молодых людей может означать проблему адаптации к нормальной социальной среде. Уровень методической и воспитательной работы в этом образовательном учреждении критический.
В Тайшетской коррекционной школе №19 ситуация с образовательным процессом усугубляется слабой материальной базой. Так, половина спального корпуса имеет размороженную отопительную систему. Программы профессионально-трудового обучения, необходимые для успешной социализации воспитанников, реализуются не в полном объёме. Парк станочного оборудования столярной мастерской наполовину изношен, а швейное оборудование давно устарело. Педагоги учреждения крайне редко проходят повышение профессиональной квалификации.
Специальным общеобразовательным школам Тайшета и Бодайбо в аккредитации отказано. Письма о нарушениях в этих учреждениях направлены в министерство образования Иркутской области. В этом году выпускники школ будут получать документы государственного образца об окончании образовательных учреждений после прохождения государственной итоговой аттестации на базе соседних учреждений аналогичного типа.
Мнение о том, что многие руководители считают отказ в аккредитации губительным для репутации образовательного учреждения, прокомментировала член коллегии, директор Иркутского технологического колледжа Любовь Коффман:
– Есть только один способ соблюсти золотую середину в принятии решений при аккредитации – это выбрать тот критерий, который защищает права обучающихся. Нужно прежде всего исходить из интересов детей. А к неаккредитации образовательного учреждения нужно относиться как к рабочей ситуации. Чрезмерная уступчивость коллегии может быть не благом, а наоборот, потому что аккредитованное без оснований учреждение будет стоять на месте, не имея желания и стимула к развитию. Нам необходимо создать те планки требований, которые позволят каждому тянуться к стандарту и ориентироваться на лучшее.
По информации министерства образования Иркутской области, в настоящее время неаккредитованными образовательными учреждениями системы специального образования составлены планы по устранению выявленных нарушений, намечены перспективы по оптимизации материально-технической базы учебных мастерских, уделено внимание организации прохождения курсов повышения квалификации специалистами, контролю за полнотой реализации образовательных программ и осуществлению административного сопровождения деятельности данных образовательных учреждений.