Играла в парке музыка
Четверть века назад «Восточка» устроила для иркутян праздник на свежем воздухе
Одна из наиболее популярных ежедневных французских газет «Юманите» («Человечество»), выходящая с 1904 года, каждый год устраивает праздник в виде народного гуляния. Это не политическое мероприятие, а именно праздник газеты и её читателей, который отмечается по всей стране как День национальной печати.
Многим иркутянам запомнился подобный праздник, организованный в Центральном парке города майским воскресным днём 1987 года редакцией газеты «Восточно-Сибирская правда». Он был приурочен к Дню большевистской печати, который отмечался 5 мая, и 70-летию областной партийной газеты.
По воскресеньям в парке и в те годы бывало довольно многолюдно: открывались аттракционы, выступали самодеятельные коллективы, проводились шуточные конкурсы, звучала музыка, в киосках и с лотков продавались сувениры, напитки, сладости. Всё это было и в то воскресенье, с одной только разницей – всё имело своеобразную, журналистскую, окраску. Звучала мелодия песни фронтовых журналистов «От Москвы до Бреста нет такого места», которая исполнялась в разных, бравурных и лирических, вариациях, с Утёсовым и без.
Центром праздника была эстрада, возле которой среди публики сидели на скамейках, стояли и перемещались группками иркутские журналисты разных поколений: представители газеты-юбиляра и собратья по перу из «Молодёжки», коллеги с телевидения и радио, писательская братия, практически вся начинавшая путь в литературу с публикаций в СМИ. Естественно, многое стёрлось из памяти – четверть века прошла! Но мне тот праздник запомнился, думаю, больше, чем многим другим, поскольку я был на нём сразу в трёх ипостасях. Во-первых, я прибыл в составе «официальной» делегации, представлявшей стенную газету Сибирского энергетического института «Энергия – Сибири». Подумаешь, стенгазета, да? А вот и подумаешь! Да, наша «настенка» была, как и положено в то время, «органом партийной, профсоюзной и комсомольской организаций» СЭИ, вверху титула стоял призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». И газета в институте служила «коллективным пропагандистом, агитатором и организатором» – без «но». Основатель и первый директор института Лев Мелентьев – единственный среди иркутских учёных Герой Социалистического Труда, первым избранный в академики, – по разным поводам безропотно фигурировал у нас из номера в номер. Второго директора, академика Юрия Руденко, ставшего единственным иркутским академиком-секретарём профильного отделения АН СССР, газета вниманием тоже не обделяла.
Но я хочу сказать здесь не об этом. Оперативно реагируя на происходящее вокруг, насыщенная конкретной и нелицеприятной критикой, газета чуть ли не с первого номера начала превращаться в средство публичной демонстрации всего букета творческих способностей коллектива. А они были очень даже несредними, сопоставимыми с научными «регалиями». Наш доктор наук Леонард Хрилёв – единственный среди иркутских учёных член Союза писателей СССР, я – Союза журналистов. Команда СЭИ выступала в первом иркутском КВН. Когда СЭИ по поручению Свердловского райкома партии от имени трудящихся района поздравлял областной драмтеатр с его 75-летием, наш световой робот исполнил такой твист, что задремавший было зал взорвался восторженными криками и аплодисментами. Шесть сотрудников института выпустили поэтические сборники, семеро участвовали в городских художественных выставках, в том числе персональных. И все эти таланты находили выражение на полосах «Э-С», выходившей практически ежемесячно размером, достигавшим сорока ватманских листов. На конкурсе стенной печати, проведённом Сибирским отделением АН СССР, наша газета получила главный приз – «Золотое перо» – и забрала золото в большинстве номинаций.
«Восточка» писала о своей младшей сестре неоднократно, и наоборот. Именно в нашей стенгазете была впервые опубликована, например, серия шаржей востсибправдовца Олега Быкова, которая не могла в то время увидеть свет на серьёзных полосах «официального органа» (эти шаржи позднее вошли в книгу – творческий отчёт Олега Васильевича «Карнавал и молитва»).
Но возвращаюсь к празднику. Стенгазетчики принесли в парк несколько толстых рулонов своего творчества и развесили их повсюду: под сценой, на деревьях. Народ толпился, удивлялся, смеялся (кое-кто постарше и морщился).
Моя вторая ипостась на празднике – свой среди своих. Поздравив со сцены свою «Восточку» – не «свою любимую», а просто свою! – «от имени и по поручению», я высказал рацпредложение: выпускать параллельно с бумажной ещё и звуковую версию газеты (до сайтов в Интернете было тогда ох как далеко, но одна из задач науки, особенно академической, – предлагать что-нибудь этакое фантастическое!). После чего я спел песню на мотив гурченковской спортивной, где рефреном шли строки: «”Восточка” молодости нашей – газета, без которой нам нельзя». В песне были названы имена моих друзей – коллег из разных отделов редакции. Естественно, не обошлось без подколов. Смех и аплодисменты слушателей доставили мне «творческое удовлетворение».
В президиуме – это был ряд стульев на сцене – сидели тогдашний редактор «Восточки» Геннадий Бутаков и Елена Яковлева, возглавлявшая газету в 1950–1970-х. Геннадий Михайлович, правивший балом, был деловит, озабочен и несколько официален – собственно, как всегда. А Елена Ивановна, которую я привык видеть в кабинетах и коридоре редакции стремительной и более чем серьёзной (говорили, что она, бывшая фронтовичка, стала единственной в стране женщиной, возглавлявшей областную партийную газету), здесь держалась спокойно, даже улыбалась – как гостья на празднике у друзей.
Среди выступавших были официальные представители соответствующих областных и городских структур, тепло поздравили газету ответственный секретарь писательской организации Марк Сергеев, от «Советской молодёжи» – журналист Люба Сухаревская. Анатолия Орлова я не сразу узнал: я контактировал с ним в конце 1960-х как с первым секретарём обкома комсомола, а здесь Анатолий Иванович в форме подполковника милиции приветствовал газету как заместитель начальника областного УВД.
И, наконец, третья моя ипостась: мы с женой и младшей дочерью просто побродили по весенним, зелёным аллеям парка, потолкались среди празднично одетой и раскованной публики, среди которой встречались и знакомые нам «академовские», и мои студенты из политеха. Что-то мы там дочке купили… Помнится, в парке играл духовой оркестр – когда-то это было традицией на массовых гуляниях.
Если б не праздник «Восточки», то многие в тот день не пришли бы в парк и не получили бы этой радости: нам всем ведь вечно некогда…
Думается, неплохо бы нечто подобное повторить в рамках предъюбилейных мероприятий «Восточно-Сибирской правды».