Авиатопливо хотят оставить без контроля
Минтранс РФ предложил отменить сертификацию топливно-заправочных комплексов (ТЗК) аэропортов. Взамен будут создаваться аэродромные операторы, подлежащие обязательной сертификации, они смогут заключать договоры с аэропортовыми службами. Этот законопроект опубликован на официальном сайте министерства. Документ о внесении поправок в Воздушный кодекс направлен на согласование в профильные министерства и ведомства, сообщается на деловом авиационном портале ато.ru.
Сейчас Росавиация сертифицирует все ТЗК российских аэропортов, затем ведомство каждые три года проводит проверку на соответствие федеральным авиационным требованиям персонала, технологий и лабораторий ТЗК для обязательного подтверждения сертификата. Организация сертификации ежегодно требует примерно 5 млрд. рублей.
Если новый законопроект Минтранса будет утверждён, обязанность проверять качество авиакеросина полностью ляжет на поставщиков (НПЗ) и авиакомпании. Сертификация ТЗК будет заменена на обязательство оператора аэродрома обеспечивать функционирование системы управления безопасностью полётов. Требований к этой системе законопроектом не предусмотрено. Кроме того, согласно новому техническому регламенту Таможенного союза (который приходит на смену российскому техрегламенту, вступившему в силу в 2009 г.), НПЗ также не будут подлежать обязательной сертификации. В результате, по словам специалистов, поправки в Воздушный кодекс и новый техрегламент отменят государственный контроль на протяжении всей цепочки от производства авиатоплива до заправки в крыло.
Предложенная идея вызывает удивление у участников рынка топливообеспечения, поскольку существующая система сертификации работает вполне эффективно и не допускает на рынок недобросовестных игроков. Работоспособность новой системы вызывает большие сомнения, поскольку крайними в этой ситуации оказываются авиакомпании, которых вынуждают выполнять не свойственные им функции (анализ качества топлива) и нести дополнительные расходы. Теоретически говоря, добровольная сертификация, осуществляемая участниками рынка в процессе саморегулирования, имеет преимущества перед обязательной государственной сертификацией. Самый яркий пример — аудит эксплуатационной безопасности IOSA, внедрённый в рамках международной общественной организации IATA и доведённый до такого уровня, что многие государства приняли его в качестве национального стандарта. В то же время очевидно, что быстрая реализация подобной теоретической схемы в России едва ли возможна, поэтому предложенная отмена сертификации вовсе не предоставит участникам рынка больше предпринимательской свободы, а, напротив, создаст правовую дыру. И для преодоления её последствий добросовестные участники рынка вынуждены будут понести дополнительные расходы.