издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Круговое доение

В селе Лыловщина запущена первая в Приангарье доильная установка типа «карусель»

  • Автор: Зоя ГОРЕНКО

Луна – одна из самых старых коров, обитающих на Лыловской молочной ферме. Настоящая ветеранка. Она и по виду солидна и несколько сердита. Да и есть на что рассердиться. Зимой ей взяли да и отпилили рога. Впрочем, как и всем остальным её коллегам – и старым, и молодым. Процедура Луне не понравилась, было неприятно и страшно. Затем более юных, всяких там Врушек и Грушек, Дотаций и Компенсаций, из привычного жилища забрали в соседнее. И так через день по восемь подруг уходило. Луна чувствовала себя обиженной: мало того что рога обрезали, так ещё в новый дом не пускают. А там, слышала она от доярок и скотников, хорошо: на цепь не привязывают, кормят от души, к тому же и такая штука есть, которая сама шкуру чешет и чистит. А ещё там на каруселях катают!

И вот в один прекрасный день Луну отвязали и погнали туда. Да, действительно, вольная воля – иди куда хочешь, и в первую очередь она побежала к чесалке, подставила свою многострадальную голову под щётку. Конечно, приятно, даже и рога уже не так жалко. Потом она хорошо покушала и выбрала себе место для отдыха. Ей, как ветерану, уступили самое лучшее. Ну а на следующий день старушка Луна отправилась на «карусель». 

Если предыдущую историю коровы мне пришлось додумывать, то её торжественное шествие в доильный зал во главе стада я видела собственными глазами. Она лишь немного замешкалась перед тем, как ступить на медленно кружащуюся круглую платформу. А когда к вымени подключили аппарат, совершенно успокоилась.

Собственно о «карусели»

Автоматическая доильная установка – составная часть комплекса, работающего по принципиально новой технологии обслуживания и развития дойного стада. Технология подразумевает беспривязное содержание коров в специально оборудованном помещении, сбалансированные корма, высокопродуктивных животных, использование компьютерных программ и т.д. Подобные технологии уже несколько лет успешно работают в передовых хозяйствах области – ЗАО «Железнодорожник», СХОАО «Белореченское». Но там доильные установки устроены по типу «параллель», или «ёлочка». А вот «карусель» появилась в Приангарье впервые. Если не вдаваться в тонкости различий, можно сказать, что в первом случае платформы, где происходит дойка, – неподвижные, корова, отдоившись, сама выходит из бокса. Ну а «карусель» её довозит до выхода.

Комплекс в Лыловщине принадлежит ОП «Янтарное» Иркутского масложиркомбината. Строительство проводилось по областной инвестиционной программе. Зал для беспривязного содержания на 230 голов был получен в результате реконструкции старого коровника и сдан ещё в ноябре прошлого года. С монтажом доильной установки немецкой фирмы «Вестфалия» пришлось повозиться. Но в апреле она была пущена, и вот уже второй месяц продолжается её освоение. 

– Сейчас она обрабатывает почти всё стадо, – рассказывает начальник отдела сельского хозяйства ИМЖК Александр Волнейко, – и чтобы её полностью загрузить, постепенно переводим коров на беспривязное содержание. Как всех переместим, начнём реконструкцию второго коровника, приспосабливая его для беспривязного содержания 220 коров. Значит, всего в Лыловщине будем иметь 450 ското-мест для коров. И всех будет обслуживать одна «карусель». Для нас это новая технология, она разгружает персонал, предлагая совершенно другие виды работ. Доярки от множества задач приходят к совершенно конкретным – как на конвейере. Один оператор готовит животное к доению, второй надевает аппараты, смотрит за процессом, не сходя с рабочего места. 

Производительность установки – 810 голов в сутки. Для её эффективного использования нужно дополнять стадо, необходимо построить ещё одно помещение, на 360 голов. Обслуживать всё стадо смогут пять человек. Но если деятельность операторов упрощается, то работа специалистов усложняется, во всяком случае на первых порах, пока идёт освоение системы управления стадом немецкой разработки. Она очень интересная для планирования стада, случки, формирования рабочих групп, получения информации по продуктивности. На любой дойке можно посмотреть, сколько каждая корова дала молока. Машина обрабатывает данные динамики продуктивности, прихода в охоту для осеменения и осуществляет ещё очень много функций. 

Продуктивность установки по не-скольким позициям лучше, чем сегодняшние линейные молокопроводы. Во-первых, молоко протекает по трубам на расстоянии до 10 метров. Сегодняшняя технология – 400 метров трубы, которую нужно ежедневно промывать и следить за её состоянием, надо носить аппараты, привязывать коров три раза. Все эти работы уходят и забываются насовсем.

Ау, молодые специалисты!

Как скоро сбудутся предсказания Александра Волнейко, зависит сегодня уже не столько от техники, которая весьма надёжна, сколько от специалистов, её обслуживающих. Давайте вернёмся на «карусель» и посмотрим, что там с нашей знакомой Луной и другими безрогими красавицами. Кстати, может быть, кто-то не понял, зачем рога обрезали? А это чтобы в свободном общении коровы не поранили друг дружку. Вот Луна уже подъезжает к концу круга и, как будто она здесь родилась, сходит с него.

– Вообще, большинство коров восприняли «карусель» совершенно спокойно. Мы, наверное, волновались и боялись больше, чем они, – рассказала главный зоотехник хозяйства Наталья Синчук. – Конечно, некоторых нужно очень осторожно и внимательно приучать к новым условиям. И тут от загонщиков требуется понимание животного, нельзя направо и налево плетью махать.

Впрочем, трудности длятся до того мгновения, пока корова не займёт своё место на «карусели» и не поедет на ней. Наблюдая за животными, приходишь к выводу, что им, как и детям, нравится это кружение. Правда, оно очень медленное и плавное, так что пока коровка проедет круг, уже и выдоится.

Внутри круга – два оператора: Алёна Перевозникова и Степан Буруев. Работать им приходится быстро и напряжённо, отвечать на вопросы  некогда. Но всё-таки парой слов перекидываемся.

– Ой, тяжело, такой ритм, ни на минутку не отойдёшь, – говорит Алёна.

Затем мы идём в комнатку, где «карусель» можно наблюдать и через стекло (в которое то и дело заглядывают любопытные коровы), и на мониторе компьютера. Вот набирает Наталья Ивановна имя Сердючка, и на экране отражается табличка, из которой понятно, сколько эта доморощенная «артистка» сегодня молока дала, и сколько вчера, и какого оно качества, и многое другое. 

Все эти данные учитываются для формирования будущего стада. Ведь, как уже сказано, эффективность установки скажется лишь в том случае, если на ней будут доиться высокопродуктивные коровы. Для «коз» содержать её нет смысла. Поэтому племенная работа сегодня на первом месте. В комнате специалистов я застала Лидию Петрухину и Светлану Белозерцеву – старших научных сотрудников лаборатории животноводства Иркутского научно-исследовательского сельскохозяйственного института, с которым «Янтарное» заключило договор о сотрудничестве (на базе лаборатории создан региональный селекционный центр, осуществляющий десятилетнюю программу по учёту, обновлению и улучшению дойного стада). Они в некоторой степени заменяют специалистов, которых пока остро не хватает хозяйству.

– Нам необходимы зоотехник-селекционер, племучётчики, ветеринарные врачи, – говорит Наталья Ивановна. – Если кто-то, прочитав газету, откликнется, будем очень рады. Постараемся в меру своих возможностей создать условия для проживания и работы. Уже летом силами Иркутского масложиркомбината будут построены несколько домов для молодых специалистов. И условия с годами будут совершенствоваться. Мы в это верим, поэтому готовы перетерпеть все трудности.

…Пока мы беседовали со специалистами, старушка Луна вернулась в помещение, поела и расчесала свою чёлку, чтобы не отставать от молодых подружек. Дело было в обед. Через несколько часов, вечером, уже третий раз за день ей предстояло снова кататься на «карусели».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры