издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутское время Юрия Левитанского

  • Автор: Станислав ГОЛЬДФАРБ

В первые военные годы ответственным секретарём Иркутской писательской организации избрали Сергея Мстиславского. Его имя давно призабыто на литературной карте и даже не значится в библиографическом словаре «Литературная Сибирь», изданном в Иркутске в 1988 году. Лишь в общероссийской краткой литературной энциклопедии можно почерпнуть некоторые сведения.

(Продолжение. Начало в №№ 19, 22, 25, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45, 50, 52, 55)

Родился Сергей Дмитриевич 23 августа 1876 года в Москве в семье профессора военной академии. Образование получил в столице – закончил отделение естественных наук Петербургского университета в 1901 году. Известно, что в студенческие годы он участвовал в многочисленных научных экспедициях в малоисследованные районы Средней Азии. После них в печати появлялись его очерки и заметки. Выходили и крупные научные работы, которые получили признание специалистов.

В революцию 1905 года он в партии эсеров. В 1910 году арестован и оказался в Петропавловской крепости. Участник февральской революции, а в дни большевистского переворота 1917 года работал в Смольном. Член президиума II Всероссийского съезда Советов.

Потом гражданская война, в которой он также принимал участие. А после возвращения к мирной жизни – помощник главного редактора Большой Советской Энциклопедии. В 1925 году выходит его первый роман – «Крыша мира». 

«Широкую известность принесли романы по истории революционного движения в России: «На крови» (1927) – о революции 1905 года; «Союз тяжёлой кавалерии» (1928) и «Без себя» (1930) – о событиях гражданской войны. Романы Мстиславского отличаются напряжённо-авантюрным сюжетом, точной, лёгкой композицией. Хотя характеристики персонажей, в числе которых много реальных лиц, несколько поверхностны, а трактовка политических событий подчас упрощена. В центре первых романов Мстиславского – во многом автобио-графический образ интеллигента, выходца из аристократической среды, ищущего свой путь к революции и народу. Историко-революционная тема преобладает у писателя в 1930-е гг.: роман «Партионцы» (1932) – о движении народовольцев, а также романы «Грач, птица весенняя» (1936) – о жизни Н.Э. Баумана и «Накануне. 1917 год» (1937) – о февральской революции, которые по праву считаются наиболее зрелыми его произведениями» («Краткая литературная энциклопедия»).

Он руководил мастерской прозы в Литературном институте имени М. Горького. 

Как и почему Мстиславский оказался в Иркутске, без дополнительных исследований сказать сложно. Возможно, он был эвакуирован сюда, как и многие сотни и тысячи других специалистов. Для Иркутска Мстиславский, безусловно, был ярким приобретением. Увы, 22 апреля 1943 года Сергей Дмитриевич умер. В этот день состоялось заседание бюро иркутских писателей. Присутствовали Кунгуров, Костюковский, Шмакин, Седых, Кузнецова. Постановили выразить соболезнование семье покойного, поручить Кунгурову навестить семью Мстиславского. Записали пункт об увековечении его памяти, отдельно просили ходатайствовать о названии одной из школ именем Мстиславского

Из тех, кто был заметен в литературных кругах, публиковался и дома, и в столичных изданиях, влиял на повседневную литературную жизнь города, отметим Гавриила Кунгурова. Он родился в Сретенске Читинской области. Вся его биография так или иначе связана с образованием. После окончания в 1928 году  литературного отделения Иркутского госуниверситета он работает в вузах и органах образования Иркутска и области. В своей биографии сам Кунгуров писал:

«Родился в Сибири в 1903 г. 23 марта. Чаще всего пишут, что я родился 25 марта. Это ошибка. Родители мои – простые труженики. Отец железнодорожный рабочий. Мать – домашняя хозяйка. …

Защитил диссертацию, доцент, в 1969 г. получил звание профессора; в Иркутском педагогическом институте проработал 40 лет – историк литературы.

В комсомоле с 1922 г., в партии с 1928 г. По профессии педагог, но жить пришлось разным трудом (телеграфист, музыкант, художник и пр.). Печататься стал с 1925 г., это были научно-методические, краеведческие и педагогические статьи и книги вплоть до учебников, пособий и пр. Первое беллетристическое произведение – повесть «Топка» (1935 г.), она выдержала восемь изданий.

Много ездил по Сибири. Побывал за Полярным кругом, в Таймырском национальном округе, в Витимо-

Олёкминском нац. округе, в Забайкалье, на Дальнем Востоке, в Бурятии. Близко познакомился с Монголией и Китаем (неоднократно бывал в этих странах). На этой основе родились книги «Сказки», «Эвенкийские сказки», «Бурятские сказки», повесть «Артамошка Лузин» (девять изданий), книга «Аратская революция» (в соавторстве), сборник рассказов «Золотая степь» (145 изданий), повесть «Оранжевое солнце» и «В стране золотых степей» и др. О Китае – «Албазинская крепость» и др. Многие произведения изданы не только в Иркутске, Москве, Новосибирске, Минске, но и за рубежом (ГДР, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Югославия, Польша, Монголия, Китай и др.)».

Мало кто знал, что в 1935 году Кунгуров работал с Крупской. Для стилистики тех лет, для того общественного строя и власти такое сотрудничество являлось важной строкой в биографии. Тогда делалась «Краевая учебная книга», и иркутский литератор отвечал в ней за Восточную Сибирь.

Есть и ещё одна несомненно любопытная сторона творческой и научной деятельности автора «Артамошки Лузина» – он принимал участие в составлении алфавитов для  бесписьменных народов Крайнего Севера. 

Ему писали письма Горький из Сорренто и  Азадовский из Петербурга. Кунгуров часто признавался в любви к Сибири. Но есть и многочисленные свидетельства, что именно он играл непростую роль в жизни целого ряда товарищей по литературному цеху. 

Елена Викторовна Жилкина из семьи служащих. В 1925 году закончила Иркутский госуниверситет, отделение языка и литературы. Многие годы работала в школе по специальности. Свой литературный стаж исчисляла с 1925 года – это были публикации в знаменитых сборниках Иркутского литературно-художественного объединения (ИЛХО). Печаталась с успехом в сибирских журналах. Это ей была уготована участь иркутской «космополитки».

Константин Фёдорович Седых, чьё имя в литературе появилось в 1933 году, начинал с очень хороших стихов, которые выходили отдельными сборниками в Чите и Иркутске. Сборников было 10! Потом 15 лет работал над романом «Даурия», ставшим классикой советской литературы.

В Иркутске писатель с 1931 года. В 1934-м становится членом Союза писателей СССР. В 1936 стал писать свою знаменитую «Даурию». В 1939  первые главы романа публикуются  в иркутском  альманахе «Новая Сибирь».

На десятый день войны его призвали в армию, где он, как и Левитанский, был корреспондентом фронтовой и армейской газет. Потом работал для «Агитокон ТАСС». Только после войны он решил завершить роман. 

1950 год стал поистине звёздным. Седых получил Государственную премию. Был депутатом Иркутского горсовета.

Яркой фигурой в Иркутской писательской организации военных лет был драматург Павел Григорьевич  Маляревский. В годы войны он уже был известным в Сибири драматургом. Пьесы его шли не только в Иркутске, но и в столичных театрах. Образование будущий сталинский лауреат по литературе получил в Иркутском госуниверситете. 

Иван Иванович Молчанов (Молчанов-Сибирский) был из семьи военнослужащего. Отец его служил на знаменитой  канонерской лодке «Кореец», которая погибла в неравном бою вместе с крейсером «Варяг». Писать начал очень рано. Молчанов стал членом ИЛХО, где оказались вместе замечательные поэты и писатели. Членами ИЛХО были знаменитые комсомольские поэты Уткин и Алтаузен, а также Олег Имов – он же Иван Молчанов, позже ставший ещё и Сибирским. Быстро получил известность как поэт, и вскоре его избрали ответственным секретарём Иркутской писательской организации. Он одним из первых стал писать для детей и с детьми. Книга «База курносых», которая так поразила М. Горького и о которой очень долго и много говорили в столицах, стала в итоге всесоюзным бестселлером.

12 января 1943 года бюро Иркутской писательской организации приняло в члены союза Г. Маркова, А. Ольхона, а в кандидаты И. Луговского и П. Маляревского.

После смерти Мстиславского обязанности секретаря бюро возложили на К. Седых. Последний частенько хворал, и в заместители ему  выбрали А. Кузнецову.

Постоянный круг писательской организации был, конечно, шире. Кроме членов и кандидатов в члены Союза писателей, активными участниками литературной жизни Иркутска были учёные, художники, профессора иркутских вузов. Об этом можно судить по списку «товарищей, которым необходимо присутствовать на собрании писателей 2 июля 1943 года». На листе со списком сделана приписка: «Явка обязательна. Собрание созывается по предложению обкома ВКП (б)».

Приведём полный список:

Г.М. Марков, А.А. Кузнецова, Г.Ф. Кунгуров, Б.А. Костюковский, Г.А. Коненкин (известный художник), П.Г. Маляревский, М.К. Азадовский (учёный-фольклорист с мировым именем), А.А. Шмаков, Ф.А. Кудрявцев (один из основателей сибирской исторической школы), А.А. Ровинский. В.М. Зубкова, К.Ф. Седых, С.И. Фридман (директор Иркутского государственного областного издательства).

После освобождения в октябре 1943 года К. Седых от обязанностей ответственного секретаря писательскую организацию какое-то время возглавляла Агния Кузнецова. 

(Продолжение следует)

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры