издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эротика и рок-н-ролл: выставка отбракованных картин

Очень яркое событие в культурной жизни Иркутска прямо сейчас проходит мимо массового местного зрителя. А зря. В минувшую среду, 16 мая, состоялось открытие очень необычной выставки в очень необычном месте. В «Музее рок-н-ролла», как гордо называет свою репетиционную базу рок-банда «Circuit», открылась выставка иркутского художника Владимира Щербинина «Эротика: от наскальных рисунков до Интернета». Но столь широкий временной диапазон был представлен несколькими репродукциями классиков и перепечатками из Сети пухлогрудых японских девушек в мультяшном стиле «хентай». Основная часть экспозиции была отведена работам местного художника, датированным концом прошлого века и началом века нынешнего.

Музей рок-н-ролла располагается если и не в самом сердце «шанхайки», то где-то в районе её ливера. Рокеры обосновались в частном деревянном двухэтажном домишке. Обосновались обстоятельно и уютно: на первом этаже – бар и камерная сцена, на втором – чилл-аут. Комфорт и чистота вызывают неожиданные воспоминания. Когда много лет назад в перестроечные годы местные энтузиасты собирались открывать рок-кафе с живой музыкой местных команд, Алексей Рыбаков, лидер культовой местной группы «Млечный путь», деловито отпивая водку из горлышка бутылки, очень серьёзно сказал:

– Только не надо там делать евроремонт…

Фраза, намекающая на обычную панковскую буйность и неопрятность, в те времена была очень цитируемой. Сейчас, по нравам нынешнего времени, заходя в музей рок-н-ролла, сразу непроизвольно хочется спросить: «У вас есть Wi-Fi?».

Бессменный лидер группы «Circuit», а по совместительству главный культуртрегер рок-движения и организатор рок-фестивалей и рядовых сейшнов Игорь Москвитин рассказывает: 

– С Володей мы познакомились, когда он пришёл к нам на плановый концерт, которые проходят каждую неделю, в основном в выходные. Мы разговорились, и он попросил помочь ему в реализации выставки – давно уже искал площадку, чтобы показать свои «запретные» работы, от которых отказывались местные галеристы. Пожаловался, что большая часть выставочных залов поддерживает консервативное направление искусства. Хлебосольные рокеры влёт согласились помочь в продвижении вечной темы женских прелестей. 

Выставку готовили три дня. Чтобы предоставить свободное место под картины, музыкантам пришлось задрапировать на стенах большую часть экспонатов музея рок-н-ролла – в частности, пожертвовали историей становления группы «Circuit» и историей рок-фестивалей Прибайкалья, представленных аутентичными афишами далёких перестроечных времён.  

Считается, что художник должен быть несчастным – это даёт ему большую обострённость восприятия и полноту образов. Владимир Щербинин в этом отношении почти классик. Вспоминал начало творческого пути он путём замысловатых вычислений:

– Сейчас дочке 24 года, значит, рисовать я начал двадцать лет назад…

– Как-то странно вы считаете…

– Понимаете, когда дочери было четыре годика, у нас с женой был страшный конфликт, кризис семейной жизни, в общем, мы разошлись, и, чтобы как-то отвлечься от этих проблем, я стал писать живопись.

– Нормальные люди в таком случае или с головой уходят в работу, или начинают бухать. Почему же вы пошли другим путём?

– Понимаете, у меня папа учился в художественной школе в Питере. Может, я бы с детства пристрастился к серьёзному творчеству, но тогда было другое отношение к художникам: стиляги, богема, в общем, серьёзной работой это никто не считал. Поэтому я ударился в физику.

Владимир Щербинин родился и провёл детство в Красноярске, окончил там физмат, потом заочно поступил в аспирантуру МГПИ (московский педагогический) на психологию. В 26 лет переехал в Иркутск – здесь появилась возможность окончить аспирантуру очно. Это было в 1977 году. Осел, женился, родил детей и врос корнями.  

20 лет назад, после конфликта в семье, он вспомнил уроки отца и стал рисовать. Первая картина называлась «Камни» – рисовал с натуры, на берегу Тубы, притока Енисея. Отец и сёстры сказали: «Как живые…» И он «подсел на искусство».

– Живопись – это наркотик, она затягивает. Первые картины я рисовал на картоне, ДВП от посылок. Эти работы до сих пор самые любимые – искренние, шли от души. 

За всё время творчества он создал около 350 – 400 картин. Стиль, в котором работает, определить не берётся:

– Пусть это искусствоведы классифицируют. Я думал об этом и решил: не надо себя загонять в рамки одного  стиля. Мои кумиры – Сезанн, Ван Гог, Модельяни, Пикассо… Я работаю на грани. Это смешение стилей: экспрессионизм, примитивизм, фовизм, насыщенные цвета и простые рисунки.

Сюжет у него всегда рождается раньше вдохновения:

– Иногда, бывает, думаешь, не нарисовать ли чего, уже краски выдавишь и смешаешь, а в голову ничего не идёт. Рука не поднимается. А иногда посмотришь – готовый сюжет, и сразу рисовать садишься. Так было, когда я путешествовал по Ниловой Пустыни. Зашёл в пещеру и из неё выглядываю: в обрамлении каменной арки – яркий свет, небо, трава… 

Так же родилось одно из самых прочувствованных полотен художника – «Девочка со свечой». Как-то в доме выключили свет, и дочка Владимира ложилась спать при свете свечи. Он сразу увидел готовый сюжет: мрачная тяжёлая тень, отбрасываемая свечкой, угрожающе нависла над спящим ребёнком. 

– Почему эротика? Любите сиськи и попки?

– Эротика – это только одна из тем. Я вообще больше цветы рисовать люблю, – простодушно признаётся Владимир. 

Идея выставки «Эротика: от наскальных рисунков до Интернета» выкристаллизовалась исподволь и незаметно. Несколько последних лет Владимир безуспешно пытался устроить свою персональную выставку в различных музеях и выставочных залах Иркутска. Идею обычно «зарубали», увидев эротические работы художника.

– У меня прошла выставка в художественном музее, но в сильно урезанном виде. Эротические работы неизменно отбраковывались. Мне там говорят: «Вот оденьте её в трусы – мы её поставим!» – он показывает на картину «Цвета радуги № 2». – Я, видите, даже пририсовал прозрачные трусики – всё равно не пропустили. Поэтому в художественном музее из этой серии выставлялись только «Сидящая женщина» и «Дерево по Фрейду» – самые нейтральные.   

Серия «Цвета радуги» вообще занимает значимое место на выставке. Все картины посвящены, мягко говоря, филейной части женского тела и различаются только цветами, позами и порядковыми номерами – от 1 до 12. Есть даже «Цвета радуги» под литерами «Х» и «1а». Но Владимир объясняет: «Х» – это просто латинская десятка, а «1а» – потому что синюю задницу захотелось нарисовать в другом положении. 

– Все работы у меня – с натуры. Я по воображению не пишу. Я могу сказать, где чья попа изображена. – Он показывает пальцем на ближайшие к нам картины: – Это – Юлька, эта и эта – две артистки из драмтеатра, это… забыл, как зовут. 

– А вот серия «Цвета радуги» у вас как родилась?

– Да случайно. Есть же разные оттенки, и интересно представить один объект в разных цветах. Я решил, что сначала буду рисовать попы, потом грудь, потом – целых женщин. Пока, правда, нарисовал только попы.

Выставка продлится ещё две недели. Заценить можно по адресу: улица Байкальская, 23г. Двухэтажный деревянный домик в частном секторе с многозначительной вывеской «Выставка». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры