За длинным рублём
Бизнесмен купил иркутский отель в кредит, а деньги не вернул
Уголовное дело в отношении бывшего владельца отеля «Солнце» Юрия Евстигнеева завели правоохранительные органы Иркутской области. Он подозревается в незаконном получении кредита в НОМОС-БАНКе. Ссуду в размере 540 млн. рублей Евстигнеев в 2007 году взял на приобретение известного иркутского отеля «Солнце», однако до сих пор не погасил перед банком ни сам кредит, ни проценты. Более того, экс-владелец постоянно изобретал оригинальные способы избежать выплат. В итоге долг предприимчивого бизнесмена на конец прошлого года перевалил за отметку 800 млн. рублей. В НОМОС-БАНКе полагают, что в действиях Евстигнеева присутствует состав преступления. За защитой своих прав кредитор был вынужден обратиться в правоохранительные органы.
Желание завладеть прибыльным иркутским отелем привело Юрия Евстигнеева в 2007 году в НОМОС-БАНК. Под покупку «Солнца» он специально учредил ООО «Санкоммерс групп», чьё название почти полностью совпадало с ЗАО «Санкоммерс» (компания, владеющая непосредственно имуществом отеля). Банк пошёл Евстигнееву навстречу и выдал его новой фирме «Санкоммерс групп» на год 540 млн. рублей под ставку в 13%. Собственность отеля (земельные участки, гостиница и два жилых дома) была оформлена в качестве залога, оценённого в 618 млн. рублей. В качестве дополнительного обеспечения по кредиту выступили акции ЗАО «Санкоммерс». Поручителем стал лично Евстигнеев. Ирония ситуации заключалась в том, что, поручившись сам за себя, бизнесмен сам себя и подвёл: выплачивать крупный кредит он, видимо, не собирался.
Поначалу казалось, что всё шло неплохо. В середине 2007 года Евстигнеев заявлял в прессе о реконструкции «Солнца»: модернизации номеров, смене кухни в ресторане гостиницы. Однако за оптимистичными планами уже скрывались серьёзные проблемы. В 2008 году предприниматель обратился в НОМОС-БАНК, поскольку не мог вовремя погасить кредит. Принимая во внимание разгар кризиса и общую неблагоприятную ситуацию, организация выдала «Санкоммерс групп» ещё один кредит – на 50 млн. рублей. Обеспечение и поручительство остались прежними. Эта мера не особо исправила ситуацию: должник гасил только проценты по кредиту. Стоит отметить, что всё это время отель исправно работал: принимал гостей Байкальского экономического форума, обеспечивал проведение других высокобюджетных мероприятий – в общем, приносил прибыль. Тем не менее, как ни странно, долг «Санкоммерс групп» не уменьшала.
К следующей критической точке Евстигнеев подошёл в 2010 году. Тогда он попросил реструктуризировать долг. НОМОС снова согласился поддержать незадачливого предпринимателя и выдал новый кредит, на сумму 580 млн. рублей под 10% годовых. Правда, на сей раз деньги получило само ЗАО «Санкоммерс» для «пополнения оборотных средств» – а фактически для реструктуризации большой части прежнего долга. Обеспечением по кредиту выступили опять-таки ценные бумаги и гостиничный комплекс, который на сей раз был оценён – с учётом амортизации – лишь в 475 млн. рублей.
Несмотря на многократные уступки со стороны банка, Евстигнеев так и не смог наладить регулярные выплаты по кредиту. «Банк неоднократно осуществлял пролонгацию срока кредита, при улучшении условий на финансовых рынках резко снизил ставку по кредиту (до 10%), выдал средства на реструктуризацию задолженности, однако это не подтолкнуло компанию к тому, чтобы добросовестно исполнять свои обязательства», – отметили в НОМОС-БАНКе. Там полагают, что на этом этапе должник уже был нацелен только на то, чтобы любым способом избежать возврата денег.
Вместо того, чтобы обратиться в банк за очередными отсрочками, Евстигнеев сменил тактику. Он перестал гасить даже проценты, а тело долга и вовсе осталось без изменений. Просрочка привела к увеличению суммы долга. По данным НОМОС-БАНКа, на 15 декабря 2011 года задолженность ЗАО «Санкоммерс» составила 815 млн. рублей (вместе с комиссиями и штрафами). В апреле 2011 года банк был вынужден пойти в арбитражный суд с требованием о взыскании с ЗАО «Санкоммерс» и ООО «Санкоммерс Групп» долга по кредиту, предоставленному в 2010 году, решение о солидарном взыскании которого вступило в силу в ноябре 2011-го.
Лично с Евстигнеева, как с поручителя, банк попытался взыскать накопленный долг. Соответствующий иск был подан в Таганский районный суд Москвы. Найти ответчика и оповестить его оказалось непросто. Евстигнеев утверждал, что повесток не получал, а из ФМС приходили противоречивые сведения о месте его регистрации. Так, первоначально поступили сведения, что он по-прежнему зарегистрирован в Иркутске, позднее – будто он уже выписан оттуда в Москву, хотя никаких свидетельств на этот счёт не было. В банке предположили, что это не случайно – часто так поступают, чтобы замести следы. Но главный «сюрприз» был впереди. Предприниматель неожиданно проявил себя и подал ходатайство в суд об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью. Стало очевидно: он извещён о рассмотрении дела. Суд не усмотрел оснований для отложения заседания и в июле 2011 года вынес решение о взыскании с Евстигнеева долга более чем в 700 млн. рублей.
Такой исход дела предпринимателя не устроил, и он подал кассационную жалобу, мотивировав её тем, будто вообще не знал об этом процессе, не получал повесток и не подавал указанное выше ходатайство об отложении рассмотрения. Истцу в это верилось с трудом: в прошедших заседаниях участвовал представитель ЗАО «Санкоммерс», который на тот момент фактически находился под контролем Евстигнеева. Кассация пошла навстречу Евстигнееву, поскольку доказательства о его уведомлении так и не нашлись. Решение о взыскании с бизнесмена денег было отменено. Поняв, что на повторном рассмотрении дела ссылаться на неосведомлённость уже невозможно, Евстигнеев нашёл новый способ избежать ответ-ственности. Он заявил, будто не помнит о подписании договора поручительства, и просил назначить экспертизу по подлинности подписи. По данным НОМОС-БАНКа, экспертизу в самом деле собираются проводить.
К тому, что Евстигнеев всячески пытается воспрепятствовать возврату кредита, НОМОС-БАНК был готов, поскольку уже заметил за должником эту особенность. Как только ЗАО «Санкоммерс» перестало производить выплаты, банк обнаружил, что Евстигнеев не намерен погашать долг и что ЗАО «Санкоммерс» имеет дополнительные обязательства, о которых Евстигнеев не сообщил при получении займа. Выяснилось, что на ЗАО «Санкоммерс» в третейский суд подан иск от ООО «Сибирская топливно-экспедиционная компания» (СТЭК). О компании, разумеется, толком ничего не известно. Основанием для иска СТЭК стал аваль (поручительство) «Санкоммерса» на вексель, якобы выданный в 2008 году. Интересно, что этот иск было не так просто обнаружить: на сайте Высшего арбитражного суда наименование ЗАО «Санкоммерс» было искажено и написано с тремя буквами «м». «Сложно говорить, случайно это или нет, но факт в том, что человек, который искал бы информацию о делах, в которых участвует это общество, не смог бы её найти», – говорят в кредитной организации.
Найти информацию о поручительствах по этому векселю было сложно даже сотрудникам ГУ МВД по Иркутской области. И это неудивительно, поскольку в бухгалтерских документах ЗАО «Санкоммерс» за период с 1 октября 2008 года по 30 июня 2010-го её попросту нет. Данные о векселе отсутствуют и в годовых балансах за 2008 год компаний ООО «Иркутск-ЛесСтрой» (которое якобы выдало вексель) и ООО «Капитал-Сервис» (которое якобы получило по векселю 700 млн. рублей). Ко всему прочему у этих фирм нет активов на суммы, сопоставимые с указанной в векселе, обе являются ООО с уставным капиталом 10 тыс. рублей, отметили в НОМОС-БАНКе. Внезапное появление этого векселя стало основанием для возбуждения в отношении Евстигнеева уголовного дела по части 1 статьи 176 УК РФ «Незаконное получение кредита». По закону максимальное наказание за такое правонарушение – лишение свободы на срок до пяти лет.
Неоднозначная ситуация заставила должника задуматься о банкротстве. В это время очень кстати в Арбитражный суд Иркутской области поступил иск от ЧОП «Агентство корпоративной безопасности» с требованием признать ЗАО «Санкоммерс» несостоятельным. Интересно, что сумма его непогашенного долга перед ЧОП была в сотню раз меньше, чем перед НОМОС-БАНКом – всего 5,7 млн. рублей. Арбитраж оперативно удовлетворил требование кредитора и 12 декабря 2011 года ввёл в отношении «Санкоммерса» процедуру наблюдения. Как результат – банку фактически блокировали возможность взыскать с должника более крупную сумму.
Вскоре к ЧОП «Агентство корпоративной безопасности» присоединилось ООО «Спецтехальянс», которое потребовало взыскать с «Санкоммерса» около миллиона рублей. После признания долга фирма вошла в реестр кредиторов «Санкоммерса». Стоит отметить, что ни одно из решений суда по этому процессу должник не обжаловал. «В настоящее время правоохранительные органы занимаются проверкой заявления, поданного банком в связи со сложившейся ситуацией», – отметили в НОМОС-БАНКе.
И если банкротство избавило «Санкоммерс» на время от необходимости выплачивать долг, то на стоимости его акций оно отразилось не лучшим образом. Чтобы не упустить время, кредитор принял решение переуступить задолженность и проценты по первому кредиту «Санкоммерс групп». Так, полагают в НОМОСе, можно было вернуть хотя бы часть денег. Покупателем стало ООО «Рубинар». В рамках этой сделки новый кредитор получил обеспечение по данному кредиту, в том числе залог на 100% акций ООО «Санкоммерс групп», с правом их внесудебной реализации. Представители кредитора подчёркивают, что под такими условиями подписалось само ООО «Санкоммерс групп» в соглашениях с НОМОС-БАНКом.
«Мы действовали в соответствии с условиями кредитного договора, – отметили в банке. – Наш бизнес – это кредитование. А взыскание залога, участие в процедурах банкротства – это крайний случай, когда собственник не намерен совместно искать пути урегулирования ситуации». Даже несмотря на то, что ЗАО «Санкоммерс» и ООО «Санкоммерс Групп» не выполняли условия договора, банк был готов к совместным поискам выхода из ситуации, заверяют его представители. Но из-за неправомерных действий должника это оказалось невозможно. Теперь судьба гостиничного комплекса будет решаться в рамках дела о банкротстве ЗАО «Санкоммерс». А меру ответственности его бывшего номинального владельца Юрия Евстигнеева определят правоохранительные органы.