Камерный хор с грандиозным размахом
Последние несколько лет для культуры Иркутска прошли под знаком развития: на качественно новом уровне реализовано немало интересных проектов, способных удовлетворить взыскательный вкус слушателей и зрителей. Одним из них стало создание полтора года назад камерного хора. За время своего существования коллектив успел представить немало произведений, от кантат до опер, ранее не звучавших на нашей сцене. Его руководство вынашивает ещё более масштабные планы, но их реализация зависит от наличия постоянной площадки для репетиций и стабильного финансирования.
«У нас в городе не было вокального коллектива, который участвовал бы в проектах филармонии» – с этой фразы начинается наш разговор с хормейстером Иркутского камерного хора Еленой Залепо. Вернее, не было до недавнего времени. Полтора года назад и возник камерный хор, благодаря которому теперь можно услышать произведения, ранее никогда не звучавшие на местной сцене. Заслуга в его появлении принадлежит главному дирижёру и художественному руководителю губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии Илмару Лапиньшу – маэстро, пообещавшему когда-то дать столице Приангарья всё, что он может, и действительно придавшему новый импульс культурной жизни города. «Мы с ним и с филармонией очень тесно сотрудничаем, потому что только с оркестром можно делать по-настоящему грандиозные проекты», – отмечает собеседница «ВСП».
Илмар Артурович за полтора года сделал немало аранжировок для хора, к тому же из каждой своей поездки он привозит ноты для его коллектива. И пусть он не участвовал лично в премьерном проекте камерного хора «Неизвестный Чайковский», зато пригласил известного дирижёра Михаила Голикова из Санкт-Петербурга. Нужно сказать, что тогда со сцены прозвучало действительно малоизвестное произведение русского классика – кантата «К радости», которую Пётр Ильич написал, ещё будучи студентом консерватории, на стихи Шиллера (на них же, кстати, написана и «Ода к радости» Бетховена).
За прошедшее время («Неизвест-ный Чайковский» был представлен на сцене 12 ноября 2011 года) в «активе» камерного хора накопились и иные, не менее сложные для исполнителей и интересные для слушателей произведения. В их числе «Риголетто», третья симфония Густава Малера. Вместе с хором «Соловушка» Иркутской школы-интерната с углублённым изучением музыки коллектив исполнял «Романс» Георгия Свиридова, «Хор цветов и насекомых» Чайковского, фрагмент реквиема Моцарта «Lacrimosa». Помимо этого в программе есть обработки русских народных песен и произведения Сергея Рахманинова. Есть и действительно грандиозные вещи – опера Мусоргского «Царская невеста», поставленная при участии артистов Центра оперного пения Галины Вишневской.
«Конечно, нас сложно сравнивать с какими-то коллективами с большей историей, – отмечает Залепо, возвращаясь к вопросу о фестивальных программах. – Допустим, в Новосибирске хору 30 лет и что они только не пели: и реквиемы, и мессы, и многое другое». Тем не менее у Иркутского камерного хора, находящегося, по её словам, «в начале пути», весьма впечатляющие планы. К международному фестивалю «Дыхание Байкала», который начнётся в конце мая, коллектив готовит фрагмент из оперы Верди «Аида». Исполнять его будут на итальянском – так же, как поют «Риголетто», где хор находится на сцене практически от начала до конца (в партитуре на 317 страниц, которую демон-стрирует Елена Иннокентьевна, он появляется на 14-й странице, а уходит только на 298-й). На открытии следующего сезона будет представлена кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». При условии, что камерный хор будет работать ежедневно, он сможет давать до восьми программ в год или по пять-шесть концертов в месяц.
В Иркутске немало талантливых молодых исполнителей, обучающихся в музыкальных колледжах или Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и получивших возможность попробовать свои силы в крупных проектах. «Голоса-то есть в городе, – утверждает руководитель камерного хора. – Главное, чтобы они не уезжали. Или, отучившись где-то, возвращались сюда и у них была возможность реализовать себя в серьёзной качественной музыке».
Сложность в том, что для этого необходимо, среди прочего, обеспечить стабильное финансирование камерного хора. Конечно, коллектив активно поддерживают министерство культуры и архивов Иркутской области вместе с управлением культуры администрации Иркутска, находятся и меценаты – в их числе и президент группы компаний «Истлэнд» Сергей Ерощенко. Однако многое хор вынужден делать на чистом энтузиазме, и вопрос постоянного финансирования в таких объёмах, которые позволяли бы приглашать известных исполнителей высокого уровня, это не снимает. Необходима и постоянная площадка для репетиций, позволяющая проводить их чаще и за счёт этого расширить репертуар коллектива и поднять уровень мастерства его участников. «Нам бы хотелось, чтобы мы стали структурным подразделением филармонии, тогда можно сделать намного больше», – резюмирует наша собеседница.