издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Раскол «Ангары»

Надзорные службы заспорили о статусе памятника

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора Ространс- технадзора «поймало» ледокол «Ангара» на ряде серьёзных нарушений. Основные претензии предъявлены к подготовке экипажа и соблюдению пожарной безопасности. В ответ пользователь «Ангары» Иркутское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) заявил о том, что ледокол, давно стоящий на приколе, является памятником истории и техники РФ, а не полноценным транспортным средством, поэтому и требования к нему другие. Позицию ВООПИиК поддержала и региональная служба по охране объектов культурного наследия. Впрочем, даже если конфликт вокруг «Ангары» не будет исчерпан, максимум, что грозит музею на воде, – штраф размером до 20 тыс. рублей.

Восточно-Сибирский речной надзор после очередной проверки на ледоколе «Ангара» выявил ряд нарушений и направил дирекции музея представление об их устранении, сообщило ИА «Байкал Инфо» со ссылкой на председателя Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Владимира Китаева. Он опасается, что музей на «Ангаре» могут закрыть в связи с нарушением Кодекса внутреннего водного транспорта России. «Пользуясь пробелом в законодательстве, представители государственного речного надзора признали стоечное судно транспортом и потребовали от нас представить все необходимые для плавающего судна документы, – говорит Китаев. – Кроме того, нас обязывают оборудовать ледокол в соответствии с новым статусом, в частности установить судовую радиостанцию, средства пожаротушения, нанести бортовой номер как для транспортного средства».

Ситуация, по мнению Китаева, неоднозначная, поскольку к «Ангаре» предъявляются требования как к транспортному средству, а не как к стоечному судну, постоянно эксплуатируемому у берега. «Тот факт, что ледокол «Ангара» внесён в реестр памятников истории и техники РФ и в соответствии с действующим законодательством является объектом недвижимости, представителями Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Ространстехнадзора игнорируется, – считает Китаев. – Мы уверены в том, что проверки проводятся не просто так, что музей хотят ликвидировать с последующей продажей судна, так как деятельность на подобных судах не облагается налогом». Подобные опасения ВООПИиК высказывало и раньше, когда в конце прошлого года просило Иркутскую область передать памятник ему в собственность. «В стоечных судах, коим является «Ангара», закон об игорных зонах не запрещает размещать игорные заведения, поэтому не исключено, что на ледоколе вместо музея появится казино. А где казино, там и бордель», – говорил тогда Китаев. 

Позицию ВООПИиК относительно статуса «Ангары» разделяет и Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. «Сейчас мы готовим официальное письмо в Восточно-Сибирское УГРН, где настаиваем на том, что ледокол «Ангара» является объектом недвижимости, имеющим историко-культурное назначение. И требования, которые выдвигаются к обычным судам, на него не должны распространяться. Мин-имущества Иркутской области, которому принадлежит ледокол, согласно с таким подходом», – сказал руководитель службы Виталий Барышников. Он добавил, что надзорным органам стоило бы предъявить свои претензии в первую очередь не пользователю, а собственнику, то есть Иркутской области.

Сами же специалисты, проводившие проверку на ледоколе, считают свои претензии небезосновательными. По их мнению, статус памятника вовсе не освобождает «Ангару» от соблюдения правил безопасности. «Пользователю, то есть ВООПИиК, стоило бы более внимательно прочитать законы. Начать с того, что любой объект на водных путях относится к судоходству, а значит, подпадает под действие соответствующих нормативов. В частности, на судне должен быть квалифицированный экипаж, который способен поддерживать работу его систем. Однако в случае с «Ангарой» у персонала не оказалось требуемых удостоверений и дипломов», – рассказал заместитель начальника Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Павел Горшков. Но главная претензия, по его словам, касается нарушений правил пожарной безопасности. «В прошлом году сгорел теплоход «Сергей Абрамов», который использовался под плавучую гостиницу. Погиб моторист. Сохранить стоечное судно не удалось, хотя оно находилось недалеко от речпорта и спасательных служб. В случае с «Ангарой» нет даже этого преимущества, не дай бог что случится», – отметил он.

Уповать на то, что судно – это вовсе не судно, а объект недвижимости и, значит, может не соответствовать требованиям транспортного надзора, нельзя, считает Горшков. «Согласно Гражданскому кодексу РФ, все судна и так являются недвижимым имуществом», – сказал специалист. Горшков заверил, что по всем документам «Ангара» – судно. Так, у ледокола есть свидетельство о годности к плаванию и выданное на его основании свидетельство о праве собственности. Более того, он зарегистрирован в государственном судовом реестре. 

Чем конкретно обернутся для «Ангары» претензии надзорного органа, никто не берётся предсказать. В прошлый раз музейщикам был выписан штраф, который они опротестовали в суде. «Но в действующем Кодексе внутреннего водного транспорта никак не регламентируется статус стоечных судов, поэтому полностью опротестовать представление не удалось», – пояснил Владимир Китаев. 

За выявленные нарушения пользователю ледокола, вероятно, грозит штраф, сказал Горшков. Согласно КоАП РФ, для юридического лица он может составить до 20 тыс. рублей. «Мы не хотим закрывать музей, – заверил специалист. – Просто выполняем свою работу и требуем соблюдать правила безопасности. К сожалению, нынешний пользователь не содержит объект в нормальном состоянии».

На сей раз дело тоже будет решаться в суде. Впрочем, о закрытии музея, которого опасается ВООПИиК, речь не идёт.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры