издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разыскивается участок

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

В Ольхонском районе затерялись почти 10 гектаров земли. Сенокосные угодья в деревне Сарме (входит в Шара-Тоготское муниципальное образование) больше года не могут найти ни сотрудники местных администраций, ни наследница участка. Специально для его поисков власти собираются провести инвентаризацию земель в районе Сармы. Однако этим обещаниям наследница, которая уже безуспешно обращалась за помощью в администрации, не верит. Заподозрив главу Шара-Тоготского МО в бездействии, она направила соответствующую жалобу в прокуратуру. В ходе разбирательства вокруг участка выяснилось, что подобные проблемы при оформлении земли в собственность в Ольхонском районе совсем не редкость.

Белла Борбоева пытается получить в собственность землю больше года. Поэтому когда она говорит о своей проблеме, то в разговоре  всплывает столько фамилий, дат и других деталей, что сразу не разобраться.  «Такая заморочка», – вздыхает она, пока мы пытаемся восстановить хронологию событий.  

В 2007 году Борбоева после смерти своего брата Николая Бессонова вступила в наследство. Ей достались сенокосные угодья – 9,4 гектара в деревне Сарме Ольхонского района. В феврале 2011 года она получила соответствующее свидетельство о праве на на-

следство.  Поскольку на самом участке Борбоева ни разу не была, то и показать его, что называется в чистом поле, не могла.

«Весь сыр-бор вышел из-за четырёх точек – границ участка, которые нужно указать. А я не могу. К тому же это в полномочиях администрации», – рассказывает она. С письменной просьбой помочь в выносе границ сенокосных угодий наследница обратилась в мэрию Ольхонского района. Для этого необходимо встретиться с представителями местной администрации, а это оказалось совсем непросто. Несколько попыток договориться и поехать на участок заканчивались неудачей: то машина сломается, то нужный специалист уедет. По бюрократической цепочке Борбоева за это время прошла не единожды. «Представляете, сколько раз я нанимала такси, чтобы ездить в Еланцы и Шара-Тогот!» – сетует она, презрительно называя сотрудников администрации «клерками» и утверждая, что ей стыдно за их работу. 

Между тем на её просьбу помочь в выделении границ угодий  пришёл официальный ответ главы Шара-Тоготского МО Галины Хамархановой. Там говорится, что брату Борбоевой участок был выделен до 1994 года без определения границ, администрация Шара-Тогота не владеет данными о местонахождении объекта. В районной администрации добавили, что «выделение участков с новыми границами согласуется без ущемления границ земельных участков граждан, проживающих в деревне Сарме и ведущих подсобное хозяйство». «В связи с этим необходимо провести сплошную инвентаризацию всех земельных участков, находящихся в данной местности, для выявления свободных земель», – говорится в ответе мэра района. 

Прочитав ответы, Борбоева позвонила в Еланцы юристу мэрии Надежде Пистоновой. «Она сказала, что по моей земле произошла накладка. Так мне стало ясно, что мой участок уже передан другому лицу», – говорит Борбоева. Общение с администрациями привело её к неутешительному выводу: когда и где именно будет выделен ей участок, никому не известно. «Решение сделать инвентаризацию земель правильно, но для меня это опять время ожидания, причём по вине местной администрации», – говорит она. Терпение Борбоевой закончилось раньше, чем началась инвентаризация: она написала в приёмную Путина с требованием рассмотреть её жалобу в отношении бездействия главы Шара-Тогота  Галины Хамархановой. Оттуда её запрос был направлен в районную прокуратуру.  

Тем не менее Борбоева не оставила попыток форсировать процесс получения земли и продолжила сбор документов. На этом пути её ожидало очередное бюрократическое препят-ствие. «Для оформления участка в собственность нужно представить справку о том, что мой брат числился в списке владельцев, которым распоряжением администрации была выделена земля, – рассказывает Борбоева.  – Проблема в том, что сам список хранится лично у главы Шара-Тогота Хамархановой, а она то в отпуске, то на больничном. И так продолжается долгое время». Она добавила, что в списке числятся 210 человек, поэтому с аналогичными проблемами при оформлении земли может столкнуться любой из них.

В своей проблеме Борбоева действительно не одинока. Её племянницы  Татьяна и Марина Музиевы тоже не могут получить законные участки по 12 соток под индивидуальное строительство.  «И у меня возникли сложности при получении земли, – подтвердила односельчанка Борбоевой Елена Афонькина. –  Чтобы оформить 12 соток в Сарме в собственность, мне нужна адресная справка, но в администрации её никак не могут выдать, хотя я неоднократно обращалась за ней и письменно, и устно. Никакого ответа не было». История со справкой длится почти два года. Как и Борбоева, Афонькина пыталась апеллировать к Путину, звонила ему на прямую линию, но оттуда ответа тоже не пришло.  Афонькина добавила, что из-за проволочек со справкой у неё может сорваться оформление земли: действие кадастровых документов, выданных для регистрации права, заканчивается в конце 2012 года. А эти документы Афонькина оформляла  за свой счёт – около 10 тыс. рублей. «Понимаете, я хотела построить там маленький  летний домик для отдыха с детьми и внуками, но из-за сложностей с оформлением планы рушатся, – сетует она. – Ничего не строю, поскольку боюсь, что мою землю может занять кто-то другой». 

Когда «М2» попытался обратиться в местные администрации за комментарием, стало понятно: истории людей, которые  по нескольку лет ожидают документов или нужных специалистов, совершенно реальны. Почти полдня было потрачено на то, чтобы отыскать человека, отвечающего за управление земельными ресурсами района. «Как только установится нормальная погода, мы приступим к инвентаризации земель в Сарме, чтобы выявить свободные участки», – подтвердил начальник отдела по управлению муниципальным имуществом и планировке территорий Ольхонского района Сергей Боргеев. Иначе найти угодья для Борбоевой будет невозможно: участок, по его словам, не использовался более 20 лет, сама наследница и её соседи не знают его точных границ, а в местной администрации утверждают, будто земли уже занял кто-то другой. «Однако ей не о чем волноваться. Думаю, в течение двух недель мы «добьём» инвентаризацию и уж на нескольких тысячах гектаров точно отыщем свободный участок», – заверил Боргеев, однако в целом ситуацию с выделением земли в районе комментировать не стал. Мэр Ольхонского района Сергей Копылов сказал «М2», что ему жалоб на проволочки с выделением земли не поступало. «Мы всегда поддерживаем местное население в земельном вопросе», – заключил он. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры