издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Снежный понедельник

Снежный циклон, обрушившийся на Иркутскую область 22-23 апреля, многих заставил вспомнить события годичной давности, когда последствия возникших из-за бурана аварий на электрических сетях ликвидировали шесть дней. На сей раз самые мрачные предчувствия не оправдались: повреждений оказалось существенно меньше, устранили их в тот же день, и никто не просидел без света дольше чем 14 часов. Несмотря на это, работу тех, кто в этот день дежурил на сетях, лёгкой не назовёшь при всём желании, в чём лично убедился корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ.

«Сняли c ЛЭП всего четыре дерева»

Энергоснабжение всех населённых пунктов, обесточенных в результате циклона, на сей раз восстановили всего за один день. Работы на объектах ОАО «Иркутская электросетевая компания» завершились  в 22.15, когда под напряжение  поставили ЛЭП между посёлками Новожилкино, Тальяны и Ходарей в Усольском районе. По информации министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, уже через час свет появился в домах Тальян и Ходарея. 

Конечно, сила разбушевавшейся стихии была ниже, чем в прошлом году: если только за ночь на 29 апреля 2011 года в отдельных южных районах выпало свыше 50 мм осадков, то 22 и 23 апреля 2012-го – от 7 до 51 мм, причём ветер был слабее, а температура воздуха выше. Но аварий на сетях оказалось существенно меньше не только по этой причине, а ещё и потому, что после прошлогоднего снегопада сети, в наибольшей степени пострадавшие от непогоды, были реконструированы. «Была проведена расчистка просек на тех линиях, которые больше всего подвержены рискам, – рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика» генеральный директор Иркутской электросетевой компании Борис Каратаев. – В связи с этим мы сняли c ЛЭП всего четыре дерева». Где-то заменили изоляторы, где-то перетянули провода. Провести такие же работы на сетях обязали и абонентов ИЭСК, на чьих отпайках аварии происходили в прошлом году. Например, с местной администрацией была достигнута договорённость о расчистке просек на протяжении уже упомянутой линии в Усольском районе, по существу являющейся бесхозной. «Они начали работу, но, к сожалению, полностью её выполнить не успели», – заметил Каратаев, добавив, что ЛЭП является протяжённой (96 км) и сложной для обхода. 

География прежняя – аварий меньше

Выпавший снег принёс энергетикам немало хлопот

Впрочем, география аварийных отключений осталась неизменной – они происходили в зоне ответственности Восточных, Центральных и Южных электрических сетей. «Но объём работ оказался в разы меньше», – ещё раз подчеркнул Каратаев. С этим согласны и в филиалах ИЭСК. «В прошлый раз было гораздо больше отключений, – отметил старший диспетчер правого берега Южных электрических сетей Сергей Мищенко, дежуривший и 23 апреля 2012 года, и 29 апреля 2011 года. – Сейчас не такой сильный ветер, да и снег выпал не за одну ночь, а потихоньку шёл в воскресенье и только в ночь на понедельник начал валить». 

К тому же непогоду сетевики встретили во всеоружии. «Мы уже в пятницу были осведомлены о штормовом, – сообщил начальник Правобережного РЭС Южных электрических сетей Юрий Деряков. – Естественно, мы не знали объёмов предстоящей работы, но уже в ночь с воскресенья на понедельник ожидали, что день будет тяжёлый». Поэтому все плановые работы, сопровождающиеся отключением линий и обесточиванием потребителей, были перенесены. Для «усиления» тех бригад, которые должны были их проводить, привлекли ещё две группы электромонтёров, работающих на распределительных сетях. Таким образом, только в правобережных районах Иркутска 23 апреля работали девять бригад, а в целом в зоне ответственности Восточных, Центральных и Южных сетей была задействована 71 бригада, в которые входили 187 человек, и 55 единиц специальной техники. 

Телефоном и карандашом

В тёплом кабинете, где мы беседуем с Деряковым, сложно представить, каково приходится монтёрам, мотающимся по всему правому берегу Ангары и вынужденным в снег и ветер пробиваться к подстанциям и опорам ЛЭП. Однако можно осознать те расстояния, которые им приходится преодолевать на раскрашенных в яркие цвета «аварийных» грузовиках и микроавтобусах, когда Юрий Анатольевич подходит к висящей на стене карте и показывает на её участки, рассказывая: «Основные отключения идут по району подстанции «Приморская», там, где расположена коттеджная застройка в микрорайоне Солнечный, посёлках Светлый и Молодёжный, Новоразводная. Длительное время отключены отпайки по Байкальскому тракту, на линии от подстанции «Летняя», обесточены некоторые садоводства в пади Каштак. Недавно включали линию от подстанции «Правобережная» – там, судя по всему, было повреждение на трансформаторной подстанции, питающей жилой дом, и мы довольно долго не могли его найти, пока не начали постепенно отключать отпайки одну за другой». 

Работы выпало немало на долю не только ремонтных бригад, но и диспетчеров. Чувствуется, что обстановка в диспетчерском пункте Правобережного РЭС напряжена, однако те, кто находится в нём, выполняют свои обязанности чётко, слаженно и без лишних эмоций. «Так, выключатель первой ячейки введён в работу, хорошо, – констатирует прижавший к уху трубку радиотелефона диспетчер Сергей Семёнов, делая карандашом какие-то пометки на листе со схемой сетей, занимающем всю стену. – На «Центральную» сможем сейчас проехать?»

Что ответил его собеседник, неизвестно, однако Мищенко по ходу дела рассказывает, что в настоящий момент (то есть примерно в пятнадцать минут четвёртого 23 апреля) отключено пять высоковольтных линий напряжением 6–10 кВ. «Сложность в том, что линии протяжённые и тяжело отыскать место повреждения, – отмечает старший диспетчер. – К нему ещё нужно попасть, а часто бывает так, что проезд загорожен». Словно подтверждая его слова, в этот момент диспетчер-стажёр Леонид Петрунько объясняет кому-то из бригады, судя по названиям улиц, работающей в посёлке Лесной вблизи микрорайона Зелёный, как добраться до какой-то линии. «Она между Губернаторской и Правобережной, – произносит он в телефонную трубку. – Получается, если ехать от основной дороги, надо выехать на следующую улицу, которая параллельно Александровской, а потом чуть-чуть ближе к городу назад к Губернаторской вернуться».

За это время приходит ещё несколько заявок. Становится известно об отключении на подстанции «Берёзовая», а вот в ранее обесточенном доме на улице Баргузинской, напротив, появился свет. Семёнов с интервалом всего в минуту отдаёт указания проверить напряжение в ячейке на подстанции «Центральная» и ввести в работу выключатель на подстанции «Приморская». Параллельно Петрунько разговаривает с абонентом, сообщившим об аварии в Лесном: «Улица Петровская, бригада на подстанцию приехала, никаких повреждений не увидела. Точно что-то взорвалось? Может, просто был схлёст проводов, а вы подумали, что взрыв?» За те несколько десятков секунд, что длится телефонный разговор, раздаётся ещё несколько звонков. Время от времени Семёнов или его коллега, диспетчер Евгений Петухов, выслушав своего собеседника, подходят к стене со схемой сетей и либо стирают старые пометки, либо наносят новые. «Коммунистическая, 17а, коротит на столбе, летят искры», – под диктовку Петрунько записывает инженер Елена Галко, отвечающая за сбор и сортировку информации. В общем шуме слышен голос мастера по воздушным линиям Константина Азарова, отдающего кому-то указания по мобильному телефону: «Сейчас быстренько осматривай, возвращайся на улицу Светлую. Я туда приеду, будем отключать разъединители». 

«В таком случае будем дальше бороться»

Обстановка в комнате, где работают диспетчеры, жаркая не только в переносном, но и в буквальном смысле – одно из окон открыто, чтобы помещение постоянно проветривалось. За ним идёт мелкий, но густой снег, ветер раскачивает растущие во дворе могучие ели, а юркий «Бобкэт» с ковшом разгребает высокие сугробы. Глядя на эту картину, начинаешь верить в прогноз, не предвещающий ничего хорошего: в понедельник синоптики предсказывали осадки на три дня вперёд. «Что ж, в таком случае будем дальше бороться, – оптимистично замечает Деряков, услышав об этом. – В прошлом году практически трое суток безвылазно сидели, не исключено, что сейчас будет то же самое». Но на сей раз, похоже, в небесной канцелярии сменили гнев на милость, так что самые мрачные прогнозы не сбылись. Чему остаётся лишний раз порадоваться. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры