Людмила Берлина: «Сельские поселения живы до тех пор, пока в них есть школы»
На заседании Общественного совета в Законодательном Собрании Иркутской области, которое прошло под председательством спикера ЗС Людмилы Берлиной, депутаты и представители общественных организаций обсудили вопросы финансирования малокомплектных школ. По словам Людмилы Берлиной, важно сохранить такие учебные заведения, так как село живо до тех пор, пока там существует школа. Как напомнила председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова, на апрельской сессии был принят закон о малокомплектных школах в окончательном чтении, который закрепляет само понятие малокомплектной школы, определяет количество учеников и т.д.
Сейчас доля малокомплектных школ в регионе – 59%, причем в некоторых территориях, например, в Балаганском районе, абсолютно все школы являются таковыми. В 2012 года затраты на одного учащегося из областного бюджета составляют 455 рублей, закон о региональных нормативах финансирования школ также был принят на последней сессии Законодательного Собрания. Вместе со средствами федерального бюджета, выделяемые в рамках программы модернизации образования, расходы на одного ученика превысят 3 тыс. рублей. Ирина Синцова отметила, что в некоторых регионах России эта сумма составляет более 13 тыс. рублей, поэтому в Иркутской области есть еще над чем работать. Кроме того, депутат подчеркнула, что финансирование малокомплектных школ не зависит от количества учащихся.
По словам заместителя министра образования Иркутской области Натальи Красновой, малокомплектные школы не перестают существовать, а входят в состав базовых школ. Например, это произошло со школой в поселке Небель Казачинско-Ленского района. По мнению Натальи Красновой, такая реорганизация позволяет решить вопрос кадрового обеспечения сельских школ. В регионе начало работать кадровое агентство «Учитель», которое собирает информацию о том, в какой школе какие преподаватели требуются. «Сейчас, хоть и мало, но молодые учителя потянулись в сельские школы, — говорит Наталья Краснова. – Надеемся, что и сельским молодым педагогам будет предусмотрена государственная поддержка аналогичная проекту «Земский доктор», в рамках которого молодые врачи, поехавшие работать в села, получают по 1 млн рублей».
Наталья Краснова рассказала членам Общественного совета о том, как обновляется материально-техническая база в школах в рамках программы модернизации образования. Все школы, в том числе и сельские, обеспечиваются новым лабораторным оборудованиям, технологическим оборудованием для столовых, медицинских кабинетов, закупаются специальные развивающие, игровые комплексы для начальных классов. В 2012 году все первоклассники получат новые учебники, на закупку которых выделено 150 млн рублей. К ноябрю во все школы поступят новые обучающие комплексы для уроков химии. По словам Ирины Синцовой, все оборудование и учебно-методические материалы закупаются централизовано. Наталья Краснова также напомнила, что уже в 2012 году в сельские школы поступило 108 автобусов ПАЗ и 18 «Газелей», в том числе и для детей-инвалидов, прикованным к коляскам. Ожидается, что в этом году для школ будет закуплено еще 140 автобусов, в том числе 38 «Газелей». К будущему году все школы, на занятия в которые детей необходимо подвозить, будут обеспечены транспортом.
Кроме того, на заседании Общественного совета обсудили вопросы ремонта сельских школ, предоставления учителям жилья. Члены Общественного совета подняли и проблему обеспечения сельских школ чистой питьевой водой. По словам Людмилы Берлиной, благодаря программе «Чистая вода», которая начала реализовываться в 2012 году, в некоторых поселениях решится проблема нехватки качественной питьевой воды. А в школах тех сел, которые пока не вошли в программу, Людмила Берлина предложила рекомендовать установить фильтры для очистки воды. Соответствующие письма будут направлены в территории. По словам Ирины Синцова, депутаты Законодательного Собрания продолжат держать на своем контроле и ряд других вопросов. Например, строительство теплых переходов до школьных туалетов, а также проблему консервации школ, которые вынуждены были закрыть из-за отсутствия учеников, но эти школы по-прежнему нужно сохранять.