Такие разные легенды
У истории обретённой шали княгини Волконской есть альтернативная версия
В феврале в Иркутском музее декабристов прошла торжественная презентация возвращённого раритета – цветистого отреза тонкой шерстяной ткани с кашемировыми кистями. Общественности её представили как шаль княгини Марии Волконской, супруги декабриста Сергея Волконского, однако журналисты решили опровергнуть позицию музейщиков: в конце минувшей недели в одном иркутском издании вышел материал, в котором историю назвали «мифом чистой воды». Руководство музея намерено добиться публикации опровержения, противоположная сторона также не сдаёт позиций. «Иркутский репортёр» разобрался в ситуации и выяснил, что у шали есть официальная и альтернативная легенды, которые принципиально не сходятся друг с другом.
Выпавшее звено
Современная история шали началась в 1970 году, когда в Дом-музей Трубецких пришла пожилая иркутянка Марина Перфильева и рассказала, что у неё дома хранится старинный аксессуар, который носила сама княгиня Волконская. Сотрудники выехали на место и увидели шаль, которая по внешним признакам относится к 19 веку. После оформления необходимых документов раритет приняли в дар, и он украсил тогдашнюю экспозицию музея, но через пять лет, в 1975 году, предмет во время экскурсии украли неизвестные. По горячим следам найти шаль не удалось, и через некоторое время уголовное дело о краже прекратили.
О пропавшей шали ничего не было известно, вещь считалась утраченной навсегда до 2002 года, когда в Читинский областной краеведческий музей пришли люди, не пожелавшие представиться, и принесли отрез ткани, якобы принадлежавший княгине и имеющий криминальную историю. В музее узнали украденный предмет, а когда сравнили с цветным слайдом, сохранившимся с 1970-х годов, то сомнений не осталось – пропажа нашлась. Возвращением предмета в правовое поле музейщики занимались почти десять лет, и наконец после долгой переписки с министерством культуры шаль восстановили в правах и вернули в Иркутск.
В феврале прошла пышная презентация шали с участием живой музыки и большого собрания общественности. Историю экспоната, дошедшего из прошлых веков, тогда поведала Нина Струк, которая тридцать лет назад работала в музее и принимала вещь в фонд. Как оказалось, при сравнении с версией следователя, разбиравшегося в этом деле в семидесятых, в схожих легендах о происхождении предмета есть звенья, которые различают их принципиально. Оказалось, что это и стало поводом к «разоблачительному» заявлению наших коллег, основывающемуся на мнении иркутского юриста Николая Китаева.
По официальной легенде, которую передала дарительница Марина Перфильева и которую задокументировали музейщики, шаль ей досталась в наследство от матери. В молодости женщина была в хороших отношениях с некогда зажиточной Варварой Трубецкой, которая и подарила ей вещь. А к сироте-иркутянке Варваре Трубецкой, в девичестве Родионовой, аксессуар перешёл непосредственно от Марии Волконской, которая вручила его девушке на свадьбу. Однако следователю прокуратуры Николаю Китаеву, который в 1979 году по заданию начальства вновь взялся за прекращённое дело об украденной шали, пожилая дарительница Марина Перфильева рассказала легенду, дополненную новыми эпизодами.
Культ предмета
Спустя несколько десятков лет Николай Китаев, опираясь на документы, собранные во время давнишнего расследования, излагает альтернативную историю шали, которая опровергает её принадлежность декабристам. Ему, в отличие от музейщиков, дарительница Марина Перфильева рассказала другую легенду, которую удалось опровергнуть. По второй версии, шаль Марине Перфильевой также досталась от матери, матери – от Варвары Трубецкой, в девичестве Родионовой, а вот Варваре Трубецкой – не от декабристки Волконской, а от мужа, который якобы был сыном декабриста Трубецкого. А уж семье Трубецких шаль досталась от Волконской. Новую информацию, связанную с фамилией Трубецких, и «раскрутил» следователь.
Проработав полгода с архивными документами, он доказал, что муж Варвары Родионовой (Трубецкой) был лишь однофамильцем декабристов и не имел связи с Иркутском. Сделав вывод о ложности легенды дарительницы, Николай Китаев признал, что шаль не имела отношения к декабристам, и вынес постановление о прекращении уголовного дела, так как ценность предмета не была доказана.
Директор Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов Елена Добрынина в беседе с «Иркутским репортёром» подтвердила, что пока атрибуция предмета не проведена и на это могут уйти годы. Сейчас в экспозиции раритет значится как шаль Марии Волконской, однако пока эта запись дополнена вопросительным знаком, говорящим о том, что легенда ещё не нашла неопровержимого подтверждения. «Мы опираемся на историю, которую передала дарительница, на внешние признаки. Можно сказать абсолютно точно, что это раритет. У нас есть предварительное заключение коллег-реставраторов о том, что шаль принадлежит тридцатым – сороковым годам 19 века», – говорит Елена Добрынина.
Кроме того, директор напоминает, что атрибуцией одного предмета музейщики могут заниматься целыми поколениями, постоянно пополняя информацию об экспонате. «Сейчас мы ищем человека, который, по легенде, подарил вещь Марине Перфильевой, некую Варвару Родионову, ищем точки соприкосновения, которые могли бы соединить её и Марию Волконскую. До того момента, как будут установлены эти связи и собрана полная доказательная база, безусловно, этот предмет будет находиться в нашей экспозиции под знаком вопроса». Планируется, что в ближайшее время шаль отправят на реставрацию, во время которой пройдут экспертизы, которые приоткроют завесу тайны над историей предмета.