За каждой рытвиной и ямой
Иркутские дороги необходимо взять под общественный контроль
Проблемы в дорожной отрасли Приангарья накапливаются с каждым годом, а вот решения их не видно: опорная сеть дорог всё ещё не сформирована, объёмы строительства, ремонта и реконструкции сокращаются, состояние автомагистралей ухудшается с каждым годом. Пути решения дорожных вопросов искали участники прошедшего в Иркутске заседания «круглого стола» Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) «Байкал». Темой заседания было обозначено «Качество содержания автомобильных дорог Прибайкалья: механизмы общественного контроля».
– Вопросов к дорожникам накопилось много, – сказал в своём вступительном слове депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Тен. – Большинство из них связаны с финансированием. Прирост автотранспорта ежегодно составляет 8-10 %, а финансирование дорожной отрасли идёт в обратном направлении, отсюда все наши беды. Но, что отрадно, с января этого года вновь заработала система дорожных фондов – федерального и региональных. Можно надеяться, что сюда добавятся и муниципальные дороги, которые финансируются по остаточному принципу.
– В процессе проведения проверок дорожной сети было обследовано 3310 км дорог и улиц, выявлено 1153 нарушения в их содержании и эксплуатации, – отметил начальник управления ГИБДД ГУ МВД по Иркутской области полковник Сергей Панченко. – Разрушения отдельных участков превышают предельно допустимые параметры в 100–150 раз.
На большинстве из них отсутствуют технические средства регулирования дорожного движения, такие как дорожные знаки, ограждения, разметка. На некоторых участках автомобильных дорог Иркутск – Листвянка, Иркутск – Оса, Тайшет – Чуна – Братск эксплуатационное состояние не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, предельно допустимые повреждения по-
крытия превышают установленные нормы в восемь–десять раз. В неудовлетворительном состоянии находится мостовой переход на автодороге Идыга – Верхняя Идыга в Эхирит-Булагатском районе.
Большое количество недостатков эксплуатационного состояния выявлено в ходе проверок на улично-дорожной сети. В Иркутске сильно разрушено дорожное покрытие на улицах Депутатской, Партизанской, Красноярской, Карла Либкнехта, Баррикад, Розы Люксембург, Мира, 4-й Советской, Улан-Баторской, Лермонтова, Гоголя и других. Подобная ситуация на центральных улицах Тайшета, Слюдянки, посёлков Бохан и Оса. В Братске было обследовано 150 км улично-дорожной сети. Особую тревогу вызывают улицы Пролетарская, Стройиндустрии и Пирогова, на которых имеются разрушения проезжей части, выбоины и просадки. Госинспекторами дорожного надзора выдано около 100 предписаний на устранение выявленных недостатков, 18 должностных лиц и одно юридическое лицо привлечены к административной ответственности за нарушение требований стандартов, норм и правил в процессе содержания и эксплуатации дорог и улиц.
Не менее критичными были оценки работы дорожников и в остальных выступлениях участников «круглого стола».
– То, что сегодня видим на дорогах города и области, происходит из-за отсутствия контроля за работой строителей, – сказал председатель правления потребительского общества взаимного страхования «Клуб участ-ников дорожного движения «Байкал» Алексей Осипов. – Зачастую работы ведутся без проекта, непонятно кем и как. В процессе проведённой экспертизы улицы Седова мы выяснили, что дорога ни по качеству, ни по размерам не соответствует нормативам.
– 83% дорожных ДТП связаны с дорожной инфраструктурой, – напомнил президент региональной автодорожной ассоциации (РАДА) Виктор Григоров. – На улицах лужи и ямы, на глазах разрушается асфальт, но никому до этого дела нет. Мы восемь лет предлагаем администрации города взять улицы под общественный контроль, но чиновники не соглашаются. Надо активней использовать общественность в виде контроля и надзора. Сейчас нами подписано обращение к городской администрации с предложением о сотрудничестве в наведении порядка на дорогах.
Несмотря на регулярно проводимые совещания, выезды на объекты различных комиссий и стройнадзора, в работе подрядчиков мало что изменилось, подчёркивали участники заседания. И тут же демонстрировали на слайдах нестыковки асфальта, провалившиеся колодцы, плохое уплотнение асфальтового покрытия, отсутствие водоотводов. И огромные лужи, образовавшиеся после таяния снега на отремонтированных улицах и участках дорог.
– На построенных в 2010–2012 годах дорогах ситуация разительно отличается от тех, которые не ремонтировались многие годы, – сказал председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутска Александр Николаев. – Ситуацию усугубила огромная масса выпавшего нынче снега, из-за чего на дорогах города образовалось много ям, ухабов, трещин. Будем исправлять положение.
В 2012 году администрация выделила на содержание городских дорог, протяжённость которых составляет 650 километров, 992 млн. рублей, или 60% от норматива финансовых затрат на содержание. Уже прошли первые торги на ремонт и реконструкцию, хочется надеяться, что и на остальные запланированные к ремонту улицы аукционы пройдут в срок и подрядчики приступят к работам в летнее время.
В итоге участники «круглого стола» рекомендовали на базе сайта «Дороги Приангарья» (www.irkdor.ru) создать единый электронный ресурс об автомобильных дорогах общего пользования и транспортной отрасли Иркутской области под эгидой регионального министерства строительства и дорожного хозяйства. На сайте предполагается разместить информацию о состоянии дорожной сети, проводимых ремонтных работах, список подрядчиков и т.д. Общественным палатам области и города Иркутска рекомендовано включиться в разработку проекта федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации».