издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иннокентьевские слушания

При областном правительстве создана рабочая группа по достройке жилого комплекса «Иннокентьевская слобода»

  • Автор: Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»

На минувшей неделе прошло первое совещание, на котором члены областного правительства, представители надзорных организаций, мэрии Иркутска и Байкальского банка Сбербанка России пытались выработать такие схемы, которые позволят найти деньги на завершение строительства жилого комплекса «Иннокентьевская слобода». Все они были изложены дольщикам в прошедший четверг во время очередной встречи во дворе их будущего дома.

– Есть ли перспективы у дольщиков всё-таки получить свои квартиры? – интересуюсь у замминистра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Светланы Свиркиной, пока мы по дощатым настилам среди грязи пробираемся к месту встречи с дольщиками. С 2010 года эта стройка находится под личным контролем губернатора.

– Достроят, однозначно, – говорит Светлана Свиркина. – Дольщики, которые сегодня ждут своей очереди, почему-то забывают, что в прошлом году ситуация была не лучше, но мы сдали четыре блок-секции. Стройка могла и тогда встать. Но люди заселились. 

По словам заместителя министра, сейчас работа ведётся сразу в нескольких направлениях. Во-первых, руководитель проекта, то есть г-н Щербаков, самостоятельно ищет инвесторов. Этим он занимается давно. Но, очевидно, до сих пор без особого результата. По крайней мере, стройка не завершена, деньги дольщиков осели в карманах недобросовестных субподрядчиков. Кто-то получил аванс и, не отработав его, исчез, кто-то «ушёл» вместе со стройматериалами. 

– У нашего застройщика прямо нюх на недобросовестных подрядчиков, – иронизируют дольщики. – И почему так получается, что его все обманывают?

Второе направление, о котором рассказала Светлана Свиркина, обнадёживающее: если раньше руководство проекта самостоятельно занималось поисками инвесторов, то теперь к этому подключился Сбербанк. Речь идёт о продаже личных активов Щербакова, не имеющих никакого отношения к стройке. 

Кроме того, Сбербанк принимает участие в продаже имущества субподрядчиков, которые должны большие суммы самому Щербакову. Наконец, под давлением област-ного правительства Сбербанк изменил первоначальную схему, когда 30% от вырученных активов направлялось на стройку, а 70% – на погашение кредитов. Теперь наоборот: 70% средств от продажи активов пойдёт на стройку, а 30% – на погашение долгов. Прорабатывался и вопрос о снижении процентной ставки для самих дольщиков, о котором они просили. Но решение по данному вопросу может принять только центральный офис в Москве. 

– В областной программе ипотечного кредитования мы оставили категорию «Муниципальные учреждения», хотя она физически не может находиться в программе, потому что это другой уровень бюджета, – говорит Светлана Свиркина. – Но мы всё-таки пошли на это именно для дольщиков «Иннокентьевской слободы», которые ещё не обратились к нам за субсидией на погашение процентной ставки». По итогам совещания муниципалитету было дано поручение отыскать возможность приобретения жилья в «Иннокентьевской слободе» по одной из муниципальных программ. До сих пор администрация Иркутска оставила это предложение без комментариев. 

На заранее подготовленной площадке установлены временный помост и микрофон, на стене висят аккуратные графики ввода объектов. Дольщиков собралось не менее сотни, благо, что вечер выдался погожий. Больше половины были с маленькими детьми на руках. Ведь своих квартир ждут в основном молодые семьи. Многие лица кажутся знакомыми: такие встречи с властями различного уровня в «Иннокентьевской слободе» проходили уже много раз. 

– Мы вас понимаем, – так начал свою речь первый заместитель председателя областного правительства Иван Хоменко. – Когда вам говорят, что власть вас забыла и вы никому не нужны, не верьте. Власть о вас помнит. Мы были сейчас на другом объекте. Там тоже казалось, что надежды нет, но теперь многоквартирный дом готовится к сдаче.

В самом деле, по пути в «Иннокентьевку» члены правительства и надзорных организаций сначала заехали в жилой комплекс на улице Баумана, заказчиком которого вы-ступала общественная организация «Патриот». Ещё в середине 2009 года должны были сдать три блок-секции на 112 квартир. Но сдаются они только теперь, и во многом благодаря самим дольщикам. Любовь Садовникова, которая в своё время тоже обивала пороги всевозможных инстанций, уже живёт в новой квартире. Она благодарит строителей, подрядчиков, правительство и лично губернатора. 

Дольщики «Иннокентьевки» пока никого не благодарят, а правительство в основном ругают. У них один насущный вопрос: откуда у застройщика в лице Щербакова возьмутся деньги на завершение строительства? Денег нужно немало – 200 миллионов, да ещё 100 миллионов в счёт оплаты кредиторской задолженности. Министр строительства Владимир Парьев повторил людям то, что ещё ранее сказала журналистам Светлана Свиркина. 

А на стене висит график ввода объекта. Согласно ему, готовность восьмой блок-секции составляет уже 90%, в третьей декаде мая объект будет сдан в эксплуатацию. На завершение строительства требуется около 30 миллионов рублей. Средства застройщик выискивает самостоятельно. После этого в мае начнётся работа на 5–7 блок-секциях и закончится в октябре, а в ноябре будут сданы 4–1 блок-секции. Стройка идёт с 2007 года. 

– Сроки совершенно нереальные, – раздаются голоса из толпы. 

– Поясняю, – попытался выбить почву из-под ног скептиков руководитель Стройнадзора Денис Воронов. – Всё долевое строительство регулируется федеральным законодательством. В нём существует одна-единственная норма – это 210-й закон, который предполагает, что в случае выхода застройщика на конкурсное производство дольщики имеют право создать кооператив, принять объект и достроить его самостоятельно. Это всё. Иного закона не существует. Это означает: либо мы продолжаем работать с нынешним застройщиком, помогая ему дальше искать деньги, либо вы будете достраивать самостоятельно. У вашего застройщика в настоящее время проходит процедура финансового оздоровления. 

– Когда же он выздоровеет? – возмущались в ответ люди. 

– Вас не должно интересовать, откуда появятся деньги. Финансовое оздоровление – это процедура для кредиторов. Вы имеете с застройщиком не денежные, а имущественные взаимоотношения. Вас должно интересовать только одно: когда будут сданы ваши квартиры, – ответил Денис Воронов. 

– Давайте не будем даже озвучивать второй вариант, – попытался спасти ситуацию Иван Хоменко. – Нам нужен только первый. 

Но было уже поздно. Людей, как говорится, прорвало, и их можно понять. Например, Наталья и Евгений Ивашутины вынуждены были вообще перебраться в Свирск, потому что оплачивать кредит по 16 тысяч ежемесячно да ещё снимать жильё в Иркутске молодой семье с двумя детьми просто не под силу. 

– Мы продали свою однокомнатную квартиру, взяли кредит, – говорит Наталья. – Думали, через год заедем в просторные 3-комнатные хоромы. Ребёночек у нас второй родился. А получилось так, что младшему уже три года, а мы всё скитаемся по съёмным квартирам. Педагогику мне пришлось бросить, потому что с зарплатой учителя в такой ситуации долго не протянешь. Освоила профессию бухгалтера. 

И таких историй здесь полно. Ведь большинство дольщиков – бюджетники: врачи и учителя. Они ни за что не пошли бы в долёвку, если бы не гарантии государства да привлекательные цены. Дольщики «Иннокентьевки», кроме всего прочего, участники нацпроекта «Жильё». 

– «Долёвка – это рулетка, семь раз документы проверь, прежде чем в неё входить» – ведь это ваши слова? – обратился молодой мужчина из числа собравшихся к Денису Воронову.

– Мои слова, – признал глава Стройнадзора.

– Ну, мы же проверяли! Мы государству поверили. Так почему проиграли? – задал очередной вопрос мужчина. Вопрос повис в воздухе без ответа. 

Денис Воронов признался, что судиться с субподрядчиками, в карманах которых остались деньги дольщиков, практически бесперспективно с юридической точки зрения. Вот так и получается: все знают, что людей обманули, но никто за это не наказан. 

– Ситуация не безнадёжная, – заметил административный управляющий, назначенный в рамках финансового оздоровления застройщика, Андрей Бирюков. – Тут есть активы для погашения задолженности и достройки. Это коммерческая недвижимость, автостоянки и 50 квартир, которые ещё не реализованы. 

Квартиры выставлены на продажу, но никто особенно не спешит их купить. Печальная известность «Иннокентьевской слободы» сделала своё дело. Получается замкнутый круг: стройка стоит, потому что нет денег, денег нет, потому что стройка стоит. Автостоянку тоже пока никто не купил. 

В общем, складывается ощущение, что стройка движется исключительно силой воли будущих жильцов. За четыре года они закалились в боях, овладели юридической грамотой и развили фантазию, привлекая внимание общественности и СМИ к своим проблемам. Последняя, можно сказать, театрализованная, костюмированная акция проходила в сентябре в сквере имени Кирова. Тогда к дольщикам вышел губернатор, и они читали ему стихи и песни на злободневные темы. С тех пор на стройке мало что изменилось. Поэтому теперь дольщики обещают приготовить «кое-что погорячее», однако что именно – держат в секрете. 

– Всё-таки мы поверим власти в последний раз, – говорит член инициативной группы дольщиков «Иннокентьевской слободы» Лариса Хрипливая. – Хотя бы потому, что власть здесь, значит, ей надо, чтобы наше жильё было построено. Создан штаб, который будет собираться еженедельно и отслеживать ситуацию. Его возглавит заслуженный строитель России, президент регионального Союза строителей Юрий Шкуропат. И если только что-то пойдёт не так, мы сразу это поймём.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры