Ирина Синцова: Существование соцдеревни «Заречная» доказывает, что и инвалиды III степени способны на обучение и труд
Председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова посетила поселок Усть-Балей Иркутского района, где находится социальную деревню «Заречная» для инвалидов третьей степени ограничения – людей с тяжелыми нарушениями функций головного мозга. Как рассказала Ирина Синцова, в индивидуальных паспортах реабилитации у всех этих молодых людей, живущих в «Заречной», было указано, что они не способны к обучению и труду, однако само существование такой деревни доказывает обратное. «Много лет мы добивались того, что инвалидов третьей степени ограничения признали способными на труд и обучение, и, наконец, с 2012 года это будет официально закреплено в их реабилитационных паспортах», — говорит Ирина Синцова. В России с 27 марта 2012 года вступил в силу приказ министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, который вносит изменения в индивидуальные паспорта реабилитации инвалидов и официально закрепляет существование социальных деревень.
Исполнительный директор социальной деревни Ольга Засухина рассказала, что «Заречная» была построена в 1999 году, после того, как инициативные родители решили, что взрослому ребенку-инвалиду в городе деваться некуда. Деревня создана по опыту социальных деревень в Швейцарии, на это из областного бюджета было выделено 20 млн рублей. «Деревня хорошо вписались в инфраструктуру Усть-Балея, местные жители наших ребят знают и уважают, — говорит Ольга Засухина. — В местном Доме культуры мы ставим спектакли, устраиваем концерты». У жителей «Заречной» вся жизнь подчинена строгому распорядку: в 8 утра подъем, затем завтрак, работа в мастерских, чайная пауза, работа, обед, дела по хозяйству, досуг, свободное время, ужин, вечерний туалет, свободное время, отбой — в 10 вечера.
Зимой ребята проводят время в мастерских, где делают изделия из дерева, вышивают, ткут ковровые дорожки из лоскутков, летом работают в огороде, делают заготовки из овощей, ягод, грибов. Кроме того, они выпускают еженедельную стенгазету, где пишут новости о себе. В мастерских с ребятами занимается Виктор Колесник, который трудится в «Заречной» около 12 лет. Обычно в деревне постоянно находится 1-2 сотрудника, приходит повар. «Люди с третьей степенью ограничения чувствуют себя в «Заречной» защищенными, им здесь комфортно, — отмечает Виктор Колесник. — Приятно осознавать, что человек с такими ограниченными возможностями может чего-то добиться».
Как рассказала руководитель-эксперт федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Людмила Гаркуша, которая приехала в Усть-Балей вместе с Ириной Синцовой, в России всего три таких социальных деревни, созданные по инициативе родителей – одна в Санкт-Петербурге и две – в Иркутской области. Положительный опыт Иркутской области в работе с такими детьми дал возможность рекомендовать федеральному министерству использовать другие критерии в применении к инвалидам III степени. «Сейчас нам предстоит большая работа совместно с депутатами ЗС и медицинскими учреждениями по выявлению в Иркутской области таких инвалидов, способных к обучению, труду, творчеству, – говорит Людмила Гаркуша. – Необходимо способствовать созданию социальных деревень».
Как отметила Ирина Синцова, люди с тяжелыми нарушениями функций головного мозга проходят такие же этапы жизни, как и все. Например, приходит время, когда повзрослевшему ребенку необходима хоть какая-то независимость от родителей. «В такой социальной деревне ребята могут в полной мере реализовать свои претензии на самостоятельность, работать, жить в коллективе, заниматься творчеством, полностью себя обеспечивать, – подчеркивает Ирина Синцова. – Мы давно добивались того, чтобы и таких ребят признали способными к труду».