издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школьный интерактив

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Сегодня в Приангарье дистанционно обучаются 416 детей с ограниченными возможностями из 39 муниципальных образований. Как признают сами педагоги, интерактивные уроки для детей не просто действенный способ обучения. Это ещё и уникальная возможность социализации тех, кто в силу обстоятельств вынужден постоянно находиться дома. Новое направление – развитие дистанционного образования детей-инвалидов – появилось в Иркутской области в 2009 году в рамках национального проекта «Образование».

Такие же, хоть и другие

День Никиты начинается, как у любого другого ребёнка: привести себя в порядок, позавтракать, сделать уроки. Только одна особенность отличает его от среднестатистического тринадцатилетнего подростка. Почти всё он делает вместе с мамой. У мальчика ДЦП. Никита не может пере-двигаться самостоятельно. Для того чтобы просто перейти из одной комнаты в другую, ему нужен помощник. 

Из-за заболевания подросток не может регулярно посещать школу. Особенно проблематично это в зимнее время.  Поэтому учителя из его родной школы приходят к нему домой. «По успеваемости он ничем не отличается от детей, которых я вижу каждый день в школе. В какой-то мере Никита даже легче обучается, быстрее воспринимает всё новое. Он усидчивее, целеустремлённее», — рассказывает приходящий к подростку учитель английского языка Галина Копылова школы № 67.  

На сегодняшний день в Иркутской области проживают почти 12 тыс. детей с ограниченными возможностями, однако тех, у кого сохранный интеллект, кто не нуждается в специальном коррекционном обучении, меньше тысячи. «Детям с умственной отсталостью уделяется больше внимания, нежели таким, как мы. Для тех детей и пансионаты, и специальные коррекционные школы. Всегда хотелось, чтобы и на наших «домашников» обратили внимание. Мы такие же инвалиды, хоть и другие», — рассказывает Ольга Лазарева, мама Никиты. Семья Никиты была одной из первых, кто узнал о проекте дистанционного обучения. Мальчик, тогда ещё ученик 3 класса, попал в первую волну включившихся в программу детей.

Мир через скайп

В Институте развития образования Иркутской области рассказали, что в квартиру, где проживает ребёнок, попавший в программу, проводится высокоскоростной Интернет.  Выход к сетевым ресурсам  — обязательное условие всего обучения. Без него не может состояться ни один урок. Однако доступ во Всемирную паутину ещё не всё. Каждому ребёнку, согласно с его потребностями, выдаётся комплект оборудования. «Комплект подбирается индивидуально. Помимо стандартного  компьютерного оборудования, в него входят планшеты, микроскопы, развивающие конструкторы. Для слепых детей в программе предусмотрены специальные принтеры с рельефно-точечными шрифтами Брайля», — рассказывает руководитель Центра дистанционного образования Светлана Гершпигель. 

В 2013 году в программу планируют ввести ещё 120 детей со всей области. На днях в центр пришло новое оборудование: 200 комплектов в этом году попадут к детям.   

«У нас обучаются самые разные ребята. У некоторых, например, могут отсутствовать конечности. Но и таких деток наша программа не упускает. В комплектах оборудования имеются специальные большие кнопки. Иногда они крепятся на плечо ребёнку, ученику не составляет труда нажать на неё, чтобы, скажем, отметить правильный ответ», — показывает Светлана круглые красные приборы, больше похожие на  игрушки, диаметром от 5 до 20 см. Джойстики, клавиатуры с большими клавишами, ролики вместо компьютерных мышей – все эти специальные гаджеты помогают организовать процесс обучения детей с ограниченными возможностями. Стоимость самого простого комплекта – 150 тыс. рублей. Порой для обеспечения всем необходимым одного ученика тратится до 600 тыс.

Как только семья попадает в федеральную программу, родителям наравне с их детьми разъясняют, как правильно пользоваться оборудованием. Раньше специалисты центра сами приходили в дома. Теперь планируется оборудовать отдельную аудиторию для обучения родителей. 

На всех компьютерах, которые бесплатно передаются в семьи во временное пользование,  стоит специальное обеспечение. Одна из основных программ для коммуникации – Skype. Именно с помощью неё ученик общается с учителем, который в этот момент может находиться за сотни километров от него. «Учителям дистанционного обучения приходится сложнее. Эмоциональный контакт через монитор устанавливается не так легко, как личностный», — делится специалист по учебно-методической работе  Центра дистанционного обучения Анна Гуринович. 

Любой урок в интерактивной школе начинается  с вопроса, как у ребёнка дела. Ни один учитель не знает диагноза своих учеников, но перед началом занятий педагог должен удостовериться, что ребёнок в состоянии заниматься. Порой, рассказывают учителя-«дистанционники», приходится вести урок с учеником, который ещё вчера перенёс тяжёлую терапию. Но дети не отлынивают от занятий, не используют свою болезнь в качестве причины для отдыха. «Иногда урок затягивается, превращается в простое общение. Дети, которые вынуждены  круглые сутки находиться дома, с радостью делятся последними новостями с учителями. Педагоги первыми узнают, если в семье пополнение. Мы всегда знаем, чем дети занимаются в каникулы: с ребятами поддерживается постоянный контакт. Порой они даже обижаются, что нельзя пре-рвать заслуженный отдых», — рассказывает Анна Гуринович.

Для детей-«домашников» скайп становится настоящим окном во внешний мир. «У меня много друзей, даже из других городов. Ещё я со своими одно-классниками общаюсь через Интернет. Очень хочется выйти на улицу, с друзьями время провести, но когда нет такой возможности, разговариваю через скайп», — делится Никита. 

Обучение для общения

Важная цель дистанционного образования – социализация детей, отмечают в Институте развития образования. Вместе с общеобразовательными предметами они получают уроки общения, учатся понимать современное общество, ощущать себя неотъемлемой его частью. 

Не все дети-инвалиды имеют возможность посещать школу. Для таких ребят приход учителя из стационарной школы или видеозвонок педагога-«дистанционника» — одна из немногих возможностей поговорить с кем-то извне. Если поначалу не все ученики легко идут на контакт, воспринимают уроки как неизбежность, то через некоторое время  у них появляются желание и готовность к взаимодействию. Педагоги центра рассказывают, как даже дети с аутизмом начинают со временем охотнее идти на контакт.

Проект дистанционного обучения раскрывает не только самих детей-инвалидов, но и учит родителей. «Мы всегда открыты для окружающего мира, стараемся принимать все новшества. Но есть семьи, которые живут своим тесным мирком. Для детей-«домашников» это очень тяжело», — рассказывает Ольга, знакомая со многими родителями детей-инвалидов области. Сейчас Никита уже научился справляться с трудностями, но, как признаётся мальчик, иногда не хватает внимания друзей, простого человеческого общения. Вот уже год для таких случаев у него есть выход – сверстники из дистанционной школы. «У меня есть близкая подруга Аришка, она тоже колясочница. Мы с ней по нескольку часов общаемся», — добавляет Никита и тут же набирает звонок. 

Семья Арины часто попадает в поле зрения журналистов. В мае прошлого года к ней приходил министр образования Иркутской области Виктор Басюк. Тогда девочка обратилась к чиновнику с просьбой пересмотреть фильтрацию в Интернете. «Очень не хватает, например, социальных сетей. Хочется общаться со своими ровесниками. К тому же в основном подруги у меня живут в других городах. Я понимаю, что надо социализироваться. Для меня сейчас выход на прогулку как война. Были бы сети – можно было бы учиться коммуникации», — не по-детски  рассуждает Арина. 

И Никита и Арина соглашаются, что нагрузки получаются большими: к урокам, которые им преподают учителя на дому, ребятам добавляются занятия в дистанционной школе. Впрочем, подростки готовы записать в своё расписание ещё пару предметов, которые пригодятся им, как они считают, в будущем. Арина мечтает стать ветеринаром. Уже сейчас у неё дома живут собака, кошка, хомяк и крыса. Никита лелеет мечту о медицине, чтобы помогать таким же инвалидам, как он сам. 

Двигаться дальше

«Мы не хотим сидеть на шее у государства. Наши дети-инвалиды хотят работать, сами обеспечивать себя. Только дали бы нам возможность получить образование», — говорит мама Никиты. Возможно, что в ближайшее время у выпускников дистанционных школ появится шанс поступить в вуз. Такой вариант в этом году обсуждается в Министерстве образования. «Сейчас мы решаем вопрос, куда дальше идти детям. Ведутся переговоры с колледжами», — делится планами Светлана Гершпигель.

Педагоги, работники центра, родители подчёркивают, что ребята, которые волей судьбы ограничены в своих физических возможностях, в остальном ничем не отличаются от здоровых сверстников. Они так же мечтают работать, влюбляться, обзавестись семьёй. Никита показывает фотографию девочки, к которой он неравнодушен. 

Дальнейшая судьба направления пока неясна. Будет ли проект по-прежнему поддерживаться из федерального центра в том же объёме, что и сейчас, неизвестно. Скорее всего, предполагают работники центра, его финансирование полностью упадёт на областной бюджет. Надо отметить, что только в 2011 на него было затрачено 100 млн. рублей, около 40 млн. — из региональной казны. «Мы пытаемся в этом году по максимуму использовать возможность федеральной поддержки. Планируем обучить 190 педагогов, чтобы таким образом получилось по одному учителю на каждого ребёнка, а не по одному педагогу на пять детей, как сегодня», — добавляет руководитель Центра дистанционного образования.

На сегодняшний день в программе задействовано 39 муниципальных образований области. Наладить дистанционное обучение удаётся даже с удалёнными районами. В селе Харик Куйтунского района, где помимо школы выход в Интернет есть только у трёх жителей, Люба, которая тоже находится на домашнем обучении, имеет возможность получить дополнительные уроки. «Конечно, учиться тяжеловато. Но дистанционные уроки она очень любит. Ждёт с нетерпением. Хорошо, есть постоянный доступ к образовательным ресурсам, Люба часто сидит за компьютером, сама читает учебники и энциклопедии», — рассказывает её мама Наталья.

Для участия в проекте достаточно собрать определённый пакет документов и с ними обратиться в Центр дистанционного обучения. Работники центра с гордостью отмечают, что за всё время существования проекта ни одному ребёнку не отказали.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры