Счастливая матрёшка
Воспитанники иркутского детдома побывали в гостях у сказки
Настя Невдах и Лёня Лихарев вернулись в конце зимы из сказки. Они побывали у Деда Мороза в Великом Устюге. Ели и пили на пиру у сказочного Деда, гуляли по его вотчине и даже видели его спальню. Между прочим, посидели на постели, где лежат семь расшитых подушек, на каждый день недели своя. И если бы вы были детдомовцем одиннадцати лет от роду, вам бы такое путешествие тоже показалось сказкой. Может быть, самой лучшей сказкой за всю бесприютную жизнь.
В Великом Устюге прошёл шестой благотворительный фестиваль «Рождественская мечта», организованный благотворительным фондом «Миссия». В нём принимали участие более 150 человек из 51 детского дома из самых разных регионов и республик Российской Федерации и даже из-за рубежа. Но наши ребята принять участие в фестивале смогли благодаря одному человеку – своей учительнице Лилии Ивановне Сыромятниковой.
Попасть в сказку ребятам из специализированной коррекционной школы-интерната № 4 было непросто. На пути их поджидало много испытаний, которые не одолеть без помощи взрослых. Первое из них – творческий конкурс. Это обязательное и постоянное условие, меняются только задания. Например, пару лет назад нужно было сделать тряпичную куклу, а в этом году – расписать матрёшку в национальном костюме своего региона или республики. Чита сделала матрёшку в бурятском костюме, а Армения, соответственно, в армянском. Впрочем, с матрёшкой вышла отдельная история. Ребятам пришлось делать её два года подряд. Иркутяне сделали сразу две матрёшки, у них год шёл за два.
Всё дело в том, что матрёшек изначально задумали отправить по миру – искать добрых людей, которые захотят помочь детским домам. Но когда сиротские поделки со всей страны собрались вместе в прошлом году, оказалось, что это такое великолепное зрелище, с которым организаторы были просто не в силах расстаться. Поэтому решили: пусть ребята сделают матрёшек-близняшек. Они пойдут по миру, а их сестрёнки навсегда останутся в музее Великого Устюга.
– В прошлом году мы не принимали участия в конкурсе по разным причинам, – говорит Лилия Сыромятникова. Причин, наверное, всегда будет предостаточно. Но самая главная – не нашлось такого неравнодушного человека, который смог бы, подобно барону Мюнхгаузену, вытянуть самого себя за волосы из болота. А потом – вытянуть этих ребятишек. Ведь это вовсе не входит в прямые служебные обязанности воспитателей и учителей. Тем более что зарплата воспитателей после перехода на НСОТ мало того что не выросла – наоборот, упала. Ну, так получилось: государственные люди, рассчитывающие зарплатные рубли, проглядели ставку воспитателя. Забыли про них, но теперь обещают исправиться. Впрочем, Лилия Ивановна вовсе не жалуется. Наоборот, отмахивается от темы: «Я же знала, куда шла. Мне хватает, у меня муж работает».
Не думайте, что матрёшку разрисовать так просто. Это задание с секретом. Умные организаторы знали, что, выполняя его, ребята волей-неволей многое узнают о традициях своего народа. Ведь все матрёшки имеют собственный образ, каждый элемент которого несёт значение. Ребятам нужно было создать образ матрёшки в своём национальном костюме, нарисовать на бумаге, а затем по электронной почте отправить конкурсной комиссии. Комиссия отбирала только лучшие работы, и, заверяю вас, отбор был нешуточным.
– Конечно, 11-летним ребятам с таким заданием самостоятельно не справиться, – говорит Лилия Ивановна. – Я сама много часов провела в библиотеке, прежде чем у нас сложился образ будущей матрёшки. Почему-то я думала, что первыми в наши края пришли казаки. Оказалось, что это так, да не так. Казаки пришли дружиной, но за ними следом двигались русские переселенцы, которые потом и населяли и обихаживали нашу землю. И жёны с ними были – русские женщины. Всё это я выяснила, только обойдя все музеи: и краеведческий, и музей города. Поэтому наша матрёшка в русском национальном костюме.
Для того чтобы образ одобрили, мало было создать просто красивый орнамент – нужно было расписать значение каждого элемента матрёшки. Ведь раньше любая деталь костюма несла определённую информацию. Например, по фартуку можно было многое узнать о его хозяйке. Вышито на нём две лошадки – значит, у неё два сына. Крест внутри круга – символ солнцеворота. Сколько полных кругов на фартуке, столько лет женщине. Понятно, что с годами информация менялась, пополнялась, и, чтобы её разместить, женщины нашивали подолы, и вышивка продолжалась. Конечно, это был праздничный фартук.
Ребята захотели, чтобы их матрёшка была молодой девушкой. Девичий костюм несколько отличался от наряда взрослой женщины. За основу росписи взяли растительный орнамент – травы и цветы. Самое главное – нужен был головной убор. Наши иркутские девушки носили ленты, праздничные или повседневные. Волосы заплетали в одну косу, две косы дозволялось носить только после замужества.
– Я для себя сделала открытие, – улыбается Лилия Ивановна. – Когда выступают народные коллективы, у девушек часто болтаются какие-то пушистые шарики около ушей. Я никогда не знала, что это такое и для чего. Думала, для красоты. Оказывается, меховые шарики вешали девушкам на головную ленту начиная с 9-10 лет. Считалось, они могут оградить их обладательницу от недоброго слова, сказанного в спину, а девичьи уши уберечь от скверных слов. Всем нашим тоже надо бы навесить такие шарики. И ещё на уста, чтобы не сквернословили.
После того как образ был одобрен, из Москвы в детский дом пришли две деревянные матрёшки-болванки. Дети расписали их акриловыми красками, процесс засняли на видео и отправили запись в Москву вместе с уже готовой матрёшкой. После этого дни потекли томительно-медленно, пока наконец не пришёл ответ: взяли, Великий Устюг ждёт двух детей из школы-интерната № 4 города Иркутска.
Ребята тогда ещё не знали, что по прибытии все матрёшки отправились на выставку в честь 100-летия национального музея Сыктывкара. Для них был выделен огромный зал, где они и стояли 30 дней. Как потом рассказывали очевидцы, посещаемость выставки побила все рекорды. Перед тем как иркутяне приехали в Великий Устюг, коллекция вернулась туда и заняла почётное место в храме-музее. Там она останется навсегда.
– А вот со второй матрёшкой была другая история. Ребятишки торжественно пронесли их через Великий Устюг, на почту. Там Дед Мороз лично объявил, куда отправляется каждая из них. Наша матрёшка улетела в Канны, где она будет искать добрых людей, которые занимаются благотворительностью. К матрёшке прилагается послание от наших детей, от Деда Мороза, от фонда «Миссия». Мы очень ждём, что теперь у школы-интерната №4 появится хороший спонсор.
Когда ребята уже прошли конкурс и получили долгожданное приглашение на фестиваль, испытания ещё не кончились. Им предстояло отыскать средства на дорогу до Москвы. Слава Богу, и здесь нашлись благотворители. Авиакомпания «S7» выделила им билеты на самолёт туда и обратно. А дальше всё было организовано за счёт фонда: и питание, и проживание, и дорога.
– Жили мы под Великим Устюгом, в селе Бобровниково, – рассказывает Лилия Ивановна. – Своё название деревня получила оттого, что в окрестностях её водятся огромные бобры. В советское время все жители работали в местном профилактории, который в 1990-е годы оказался никому не нужным. Люди знали, что есть в этих местах уникальное подземное озеро. Тогда на свой страх и риск они вызвали геодезистов и стали искать минеральную воду. Искали долго и в конце концов нашли. Вода оказалась удивительная, очень вкусная. А потом нашли источник солёной воды. Санаторий возродили, он работает круглый год. Именно в нём мы и жили. Мы – это около 150 человек из 50 детских домов.
Очень запомнился третий день, когда к нам из Иерусалима прилетела монахиня, матушка Ефросинья. Все вместе ходили в храм, прямо в Бобровниково. Он деревянный, небольшой, но очень уютный. Ребята несли икону, которую фонд передал храму. Матушка подарила детям свечи из Иерусалима. Удивительно было, что туда мы шли шумно, весело (ещё бы – более сотни ребятишек), а возвращались притихшие, умиротворённые.
Ездили на экскурсию по Великому Устюгу. Очень старинный, красивый город, с огромным количеством храмов. Были в музее рождественской и новогодней игрушки, на почте Деда Мороза. Но самое главное – встреча с самим Дедом Морозом и Снегурочкой. В вотчине Деда Мороза, которая занимает 56 гектаров, ребят ждал шикарный праздник. Они путешествовали по сказочным тропинкам, видели домик Шуршика и дворец Снежной Королевы, ели кашу из русской печи, заходили в кузницу, были в зимнем саду и в самом тереме Деда Мороза.
– В спальне у Деда Мороза стоит огромная кровать, на ней семь подушек, – вспоминает Лёня Лихарев, и глаза у него светятся. – Первая подушка, большая, – это понедельник, вторая, поменьше, – вторник, третья – среда. А самая большая и красивая – праздничная. На каждый месяц года у Деда Мороза свой наряд, и ещё два посоха, летний и зимний. В тереме стоит огромная ёлка, очень красивая. В кабинете – письма от детей и подарки. А на балконе – настоящий телескоп, чтобы наблюдать за звёздами. Мне больше всего понравилась горка ледяная во дворе, огромная. Мы на ней катались. Ещё я первый раз прокатился на лошади.
– Я нашла друзей из других городов – из Рязани, Коврова – и даже из Латвии, – включается в разговор Настя Невдах. – Мальчишки из Латвии сначала вообще не понимали по-русски, а потом начали понимать. Я тоже впервые на лошадях каталась и ещё на снегоходе. А в конце был очень вкусный праздничный обед у Деда Мороза.