издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Неубиваемый» авторынок

Владельцам машин с правым рулём пока нечего бояться

Несмотря на слухи о запрете ввоза и эксплуатации автомобилей с правым рулём в России, продукция японского автопрома продолжает быть популярной в Иркутской области. Число компаний, предлагающих аукционные авто, сократилось в несколько раз, а спрос не становится меньше. Подержанные «японки» выбирают люди без претензий и с ограниченным бюджетом. Между тем представители крупнейших банков региона говорят о том, что в 80% случаев в кредит оформляется новая машина. Эксперты не исключают, что рано или поздно ситуация будет приведена в соответствие с законодательством, согласно которому по дорогам с правосторонним движением должны ездить машины с левым рулём. Другой вопрос – когда именно это произойдёт и что будет с уже купленными праворульными машинами.

Сейчас приобрести подержанную иномарку с правым рулём в Иркутске можно на авторынке или заказав такое авто на аукционе в Стране восходящего солнца. Однако после введения заградительных пошлин на ввоз подержанных автомобилей из Японии количество компаний, предлагающих аукционные автомобили в Иркутске, сократилось с 70 до пяти. Между тем спрос на продукцию японского авто-

прома не изменился, сообщил нашему корреспонденту менеджер ООО «ЯпонаМото» Максим Петров. 

Подтверждает справедливость этих слов и «неубиваемый» авторынок по улице Баррикад. Несмотря на то, что основной участок, который занимал рынок, теперь будет застраиваться жилыми домами, продавцы авто не хотят покидать насиженного места, хотя их число и сократилось. По словам начальника земельного департамента КУМИиПР администрации Иркутска Антона Протасова, была благоустроена прилегающая территория, где появились бордюры. А штраф за незаконную парковку на тротуаре увеличен до 2 тыс. рублей. Сыграли свою роль и активные действия ГИБДД. 

Между тем муниципального рынка для продажи автотранспорта в Иркутске до сих пор нет. Участок в Вересовке площадью 25 гектаров так и не нашёл покупателя. «Желающих (его приобрести. – «Конкурент») не было, поэтому аукционы больше не проводились», – рассказал Антон Протасов. По его мнению, причиной низкой активности потенциальных участников аукциона стало то, что участок требовал вложений в развитие инфраструктуры. 

На вопрос нашего корреспондента о том, появится ли в Иркутске муниципальный авторынок и в какие сроки, Антон Протасов ответил: «Пока сложно сказать». Он добавил, что продавцы подержанных авто активно осваивают авторынок на территории «Фортуны», рассчитанный на 1000 автомобилей. У нашего корреспондента была возможность прогуляться по рынку и понять, что он пользуется успехом у продавцов. Правда, самих продающих на территории немного: большинство предпочитают просто оставить там машину с указанием характеристик, цены и контактного номера телефона.

85% новых и 15% подержанных 

 По словам Максима Петрова, неизменная популярность подержанных японских авто объясняется несколькими причинами. Первая – относительно доступная цена. «Не у всех есть возможность приобрести новое авто в салоне. В то время как средней суммой в 300 тысяч рублей, с которой и идут в такую компанию, как наша, располагают многие семьи», –  говорит наш собеседник. Второй важный фактор – надёжность. «В нашей практике были случаи, когда клиенты пересаживались с нового «европейца» на подержанного «японца» именно по этой причине», – добавляет он. 

Если подержанное авто на рынке или в аукционной компании приобретают чаще всего за наличный расчёт, то для покупки нового привлекают банковские средства. Причём ситуация начала меняться буквально несколько лет назад. «В 2006-2007 годах на рынке автокредитования около 30% автокредитов выдавались на приобретение новых автомобилей и 70% – на подержанные авто. Сейчас соотношение поменялось: 70–80% автокредитов направляются на покупку новых автомобилей», – сообщили в Байкальском банке Сбербанка РФ. В банке ВБТ24 нашему корреспонденту рассказали, что в 2011 году при помощи заёмных средств было оформлено 85% новых авто и 15% подержанных. «Цены на рынке на подержанные авто подросли, поэтому клиенты руководствуются принципом: лучше немного доплатить, но приобрести хороший новый автомобиль», – отметили в Байкальском банке. 

Средняя сумма, которую будущие автовладельцы стремятся занять у банка, составляет порядка 600 тыс. рублей в ВТБ24 и  550 тыс. рублей в Сбербанке РФ. Говоря о прогнозах на будущее, в ВТБ отметили, что и в дальнейшем будет преобладать покупка в кредит новых авто. Разделяет это мнение и специалист управления по работе с партнёрами Байкальского банка Сбербанка России Сергей Епифанцев. Однако он подчёркивает: «Количество подержанных автомобилей – тех «леворульных», которые были приобретены в автосалонах до 2012 года, – скорее всего, снижаться не будет. Поскольку многие автосалоны принимают на реализацию подержанные автомобили, предлагая взамен с доплатой приобрести новый. В целом же в ближайшее время количество приобретаемых леворульных автомобилей, бесспорно, будет увеличиваться».  

Охотно приобретают по программе «трейд-ин» некоторые салоны и автомобили с правым рулём. Так, нашему корреспонденту в двух автосалонах предлагали обменять на новое авто с доплатой восьмилетнюю «японку», объяснив это тем, что такое авто пользуется популярностью у жителей региона. Впрочем, предлагаемая за него цена была на 20% ниже рыночной. 

На чём ездить будем 

Говоря о перспективах правого руля, Максим Петров отметил, что слухи о его отмене или ограничении существуют уже лет 20. Но ничего пока не произошло. Наш собеседник не исключает, что рано или поздно ситуация будет приведена в соответствие с законодательством, согласно которому по дорогам с правосторонним движением должны ездить машины с левым рулем. Другой вопрос – когда именно это произойдёт и что будет с уже купленными праворукими машинами. Скорее всего, им будет позволено «доездить» свой век.  

«Да, периодически ходят слухи о том, что запретят и ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулём, но пока никаких конкретных мер не принято, – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Не исключено, что власти не хотят ссориться со значительной частью общества, ведь не секрет, что очень многие жители в Восточной Сибири, Забайкалье передвигаются на праворульных автомобилях и таких граждан ещё больше на Дальнем Востоке. Вероятно, власти рассчитывают на естественное выбытие таких автомобилей с рынка по старости, из-за аварий и других причин». 

На вопрос, на чём будут ездить россияне в дальнейшем, Дмитрий Баранов ответил: «На всём: на новых и подержанных автомобилях, на европейских и корейских, американских и японских, леворульных и, если не за-претят, праворульных». Эксперт не исключает и того, что подпитываться рынок подержанных автомобилей будет и за счёт машин, произведённых в России. И с каждым годом их будет всё больше. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры