Золотые парадоксы
Губернатор пообещал помочь в решении главных проблем северного города
Бодайбо – городок хоть и маленький, а дорогого стоит. Потому что через него проходит девять процентов всего российского золота. Именно столько драгоценного металла было добыто в прошлом году на местных рудниках. Золотая столица Сибири примостилась в долине между отрогами Байкальских гор, на правом берегу Витима. Самолёт выныривает из плотного снежного облака и заходит на посадку прямо над крышами домов, словно проваливается в воздушную яму. Здесь, внизу, идёт снег и в середине марта даже не начинали таять сосульки. Всё-таки это северная территория, край суровых и сильных старателей. На прошлой неделе к ним приезжал губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев.
Не только своим существованием, но и самим появлением на свет городок обязан золоту: в 1864 году он был основан как приисковая резиденция. Здесь шутят, что старатель, получая «отвод», начинал истово молиться, чтобы в его земле оказалось золото. Постепенно «подай Бог» трансформировалось в Бодайбо. Более традиционная версия гласит, что название произошло от эвенкийского выражения «это место». Кстати, совсем рядом (по местным меркам), всего в 340 километрах от города, в тайге среди сопок находится таинственный Патомский кратер. Самые смелые из местных жителей ходят туда в экспедиции.
В силу географических факторов золотая столица живёт очень обособленной жизнью. Иногда даже слишком обособленной. Зимой сюда можно добраться по зимнику, летом – только воздушным путём. Самолёты летают каждый день, кроме субботы. Билет до Иркутска стоит около девяти тысяч рублей. Местные объясняют: всё оттого, что нет конкуренции, перевозчик на местном рынке остался только один – компания «Ангара», хотя раньше присутствовали три авиакомпании.
Губернатору эту проблему озвучили сразу. Впрочем, её озвучивали и в Братске, и в Ербогачёне, и в других территориях. На этот раз Дмитрий Мезенцев пообещал привлечь авиаперевозчика к работе над оптимизацией транспортных схем. А пока народ хоть и жалуется, но летает и за такие деньги. Говорят, даже билеты нужно заказывать за пару дней, иначе может не хватить. Такой вот край загадок и парадоксов. Ещё один парадокс – дороги Бодайбо разбиты, но ездят по ним сплошь на джипах. Ну, может, и не сплошь, но внедорожников здесь на десяток машин приходится больше, чем в среднем по области.
Впрочем, парадокс этот легко объясним. Основу местной экономики на 93% составляет золотодобывающая промышленность. В ней занят каждый пятый житель района, и если судить по тем данным, которые предоставила местная пресс-служба, средняя зарплата доходит до 40,3 тыс. рублей в месяц, что почти в два раза больше областного показателя. Прожиточный минимум здесь 6,7 тысячи.
Наконец, третий парадокс: город стоит на золотой земле, в прямом смысле слова, но вовсе не купается в золоте. Например, в прошлом году золотодобывающие предприятия района перечислили 10 млрд. рублей налогов в бюджеты разных уровней, а бюджет Бодайбо составлял всего 700 млн. рублей. Кстати, в нынешнем году он вырос в два раза и составил 1,5 млрд. рублей. Уже вечером на встрече с городским активом глава МВД по Иркутской области генерал Обухов с полицейской прямотой спросил мэра города Евгения Юмашева: «Бюджет вырос в два раза, но по городу этого незаметно. Где деньги?»
Зал возмущённо загудел и встал стеной на защиту своего мэра, кстати, недавно избранного на второй срок. Оказалось, долгие годы у города была кредиторская задолженность. В этом году область выделила дотацию на погашение долга.
О том, что город, который добыл в прошлом году 16 тонн золота и планирует добыть 20 тонн в этом году, как минимум, не должен иметь долгов, в Бодайбо говорят все. Экс-глава городской Думы Галина Баштовая озвучила эту мысль в публичном пространстве:
– Мы с вашим приездом, Дмитрий Фёдорович, связываем большие надежды. Однако, когда несколько лет назад приезжал тогдашний губернатор, ему озвучивали всё тот же набор проблем. Ни одна из них с тех пор не решена. На нашей территории добывают золото, а львиная доля налогов уходит в областной и федеральный бюджеты. Раньше часть налога на добычу полезных ископаемых оставалась в местном бюджете, но три года назад область забрала его себе. Если бы не социальное партнёрство с золотодобывающей компанией, проблем у нас было бы ещё больше.
Губернатор ждал вопроса о распределении налогов и был к нему готов, тем более что подобные разговоры частенько возникают и в самом Иркутске. Глава региона сказал, что забрать налог пришлось в кризисном 2009 году, потому что ситуация выходила из-под контроля, денег в бюджете не было даже на зарплату учителям. Теперь, конечно, налоговый пресс будет постепенно ослабляться. Вот и бюджет вырос вдвое, и сумма на содержание дорог в этом году увеличена с 39 до 153 млн. рублей. Правда, это всё равно капля в море, но ведь и эту каплю нужно освоить. Кстати, дороги – не единственная больная тема района.
Смотреть главные проблемы Бодайбо губернатор отправился прямо из аэропорта. Одна из них называется «водозабор» на реке Витим. Он попадает в зону влияния нефтебазы авиапредприятия и не отвечает санитарным требованиям. Как только начнутся паводки, местную воду станет просто невозможно пить, она приобретёт жёлто-зелёный цвет из-за большого количества взвесей. Здесь количество нестандартных проб воды по микробиологическим показателям превышает норму в 3,5–4 раза, по санитарно-химическим – в 8 раз. В городе повышен уровень заболеваемости кишечными инфекциями.
Водоснабжение в Бодайбо осуществляется от плавучей насосной станции «Роса», расположенной на понтонах. Водозабор, по сути, является отстойником взвешенных веществ, не имея при этом очистных сооружений. Мало того, что качество водопроводной воды исключительно низкое, страдает вся система водоснабжения. Трубы постоянно забиваются осадком, требуют частого ремонта, на который приходится тратить большие средства. По словам Евгения Юмашева, строительство комплекса водозаборных и водоочистных сооружений стоит 1,1–1,3 млрд. рублей. Сейчас самое главное – поставить станцию по очистке воды, её стоимость составляет около 60 млн. рублей.
– Область даст половину этой суммы, если муниципалитет совместно с «Полюс-Золотом» найдут вторую половину, – обратился губернатор к Юмашеву и генеральному директору ОАО «Полюс-Золото» Герману Пихоя. – Нужно успеть внести поправки на рассмотрение ближайшей сессии ЗС, чтобы провести конкурс и летом приступить к работе. Тогда у нас появится шанс уже осенью обеспечить город чистой водой.
Отцы города озабоченно кивали в ответ, но было ясно, что к софинансированию мэрия не очень-то готова. Представители «Полюс-Золота» в кулуарах намекнули, что деньги, возможно, выделят, но многое зависит от активной позиции муниципалитета. Например, компания в прошлом году вложила 20 млн. в реконструкцию плавательного бассейна, который с 2006 года находился в аварийном состоянии. Однако объём выполненных работ иркутских гостей несколько разочаровал, что и было высказано мэру позже.
– Всё можно проверить по документам, – парировал мэр. – Проведены работы по расчистке, укреплению фундамента, заменена кровля.
В конце дня Дмитрий Мезенцев и Герман Пихоя подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве между правительством региона и ОАО «Полюс-Золото», в рамках которого компания обязуется выделить 50 млн. рублей на социальную сферу Бодайбо. Большая часть этой суммы, а именно 30 млн. рублей, предназначается на завершение реконструкции бассейна. Евгению Юмашеву оставалось только пригласить всех на открытие. Дату назначили на 1 ноября.
– Заодно и воду попробуем, насколько она будет чистой, – пошутил губернатор. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.
Есть в Бодайбо ещё один недострой, это ДК «Металлист». По своим масштабам он является достойным памятником великой эпохи. Сразу видно, что советская власть прочила городу большое будущее. Восстановить это здание с монументальными колоннами в стиле неоклассицизма сейчас, по замечанию одного из топ-менеджеров «Полюс-Золота», всё равно что «Большой театр в Бодайбо построить». Недаром здание внесено в список памятников местного значения. Впрочем, это не уберегло объект от злоключений. Клуб находится в аварийном состоянии уже больше 10 лет. В 2009 году был сделан проект реконструкции, планировалось выделить деньги на его восстановление по областной программе. Однако грянул кризис, и планы перенесли на следующий год. Впрочем, они так и не были реализованы. Только муниципалитет изыскал 500 тысяч на подготовку площадки.
Между тем здание разрушается, а ряд технических решений уже нужно пересматривать. Клуб же в Бодайбо очень нужен. По праздникам его функции частично исполняет кинотеатр «Витим». Правда, здесь тоже вышла заковыристая история. Муниципальный кинотеатр передан в аренду частникам. Однако для того, чтобы показывать кинофильмы нового поколения, нужно соответствующее оборудование, которого нет и купить его не на что. В итоге народ в кино не ходит, показывать его нерентабельно, зато в кинотеатре работает ночной бар. А муниципалитет арендует свой же собственный кинозал, где проходят концерты местной самодеятельности.
Зато с творчеством в Бодайбо всё в порядке. Погода в день визита главы региона подкачала, целый день шёл снег. Из-за этого губернатор и его министры не смогли полететь на недавно запущенный горно-обогатительный комбинат «Вернинский». Зато программа в Бодайбо внезапно расширилась и в неё вошло посещение школы искусств и магазина. В школе ситуация оказалась лучше, чем на потребительском рынке, хотя сравнение здесь некорректно в принципе.
– Что вам подарить? – поинтересовался Дмитрий Мезенцев у педагогов-музыкантов, так и не встретившись с директором. Тот как раз был в отъезде – повёз своих питомцев на конкурс в Братск. Педагоги сначала растерялись, но потом подумали и решили, что им очень нужен хороший рояль. Недавно для школы закупили китайские электронные инструменты, но они уже сегодня вызывают множество нареканий.
– Я буду очень сильно думать, как доставить сюда рояль, – растерянно кивнула в ответ на поручение губернатора министр культуры Вера Кутищева. Она также получила задание разработать программу поддержки муниципальных школ искусств. Кроме того, губернатор пообещал, что в ближайшее время выездная выставка одного из иркутских музеев отправится в путешествие по провинции, заедет и в Бодайбо. Если уж человек не может при-близиться к искусству из-за дороговизны аваибилетов, значит, искусство должно прийти к человеку.
В магазине пришлось опуститься на землю и вспомнить о хлебе насущном. По ценникам на мясную продукцию здесь можно изучать географию. Колбасы и копчёности представлены со всей страны, от Калининграда до Владивостока. Хотя продавщица призналась, что мясо берут редко, в основном фрукты и молочные продукты. Ценник на свежий кефир вызывает лёгкую оторопь – 120 рублей за литр. Правда, молоко длительного срока хранения в тетрапаках стоит от 50 рублей.
– Это потому, что кефир – продукт скоропортящийся, его самолётом возить приходится, – пояснил мэр. – А своего молочного производства у нас нет, всего 54 коровы на район.
– Мы вам в приоритетном порядке выделим деньги под сельскохозяйственные инвестпроекты. Только проявите инициативу, – предложил губернатор. – Такие перекосы на потребительском рынке, это куда ж годится…
С малым бизнесом в Бодайбо дела обстоят немного лучше, чем с животноводством, хотя бы потому, что он есть. Занято в нём всего 9% населения, в основном это предприятия торговли и общепита. За год из областного фонда поддержки предпринимательства район получил всего восемь субсидий на создание собственного бизнеса, это очень мало. Наверно, на то есть свои причины, кроме низкой активности населения и мэрии.
В детском саду «Золотинка», восстановить который также помогло государственно-частное партнёрство, зарплата у воспитателей повысилась с переходом на НСОТ на 30%. Если в прошлом году в среднем она составляла 11 тысяч, то сегодня доходит до 14 тысяч рублей.
– У нас сразу выросла обеспеченность кадрами на 10%, теперь она составляет 92%, – заметила начальник департамента образования Бодайбинского района Марина Краморенко.
Хотя кадровая проблема, конечно, остаётся. Поэтому в «Золотинке» очень дорожат тем, что коллектив стабильный и нет текучки. Детский сад совсем новый, хотя строительство было начато в 1993 году. Но потом из-за отсутствия финансирования оно прекратилось, долгие годы здание стояло недостроем. Наконец, в 2007 году работы были возобновлены, город и район совместно выделили 3 млн. из необходимых 8,7 млн. рублей. Сейчас в садик ходят 40 детей.
– В детсад мы попали во время тихого часа, – поделился потом своими впечатлениями губернатор. – Ребятишки спали, и я невольно заметил, какие они крепенькие, хорошенькие, ну просто маленькие боровички. И сразу видно, что будущее у района есть.
Мэрия, кстати, обещает, что после открытия ещё одного детского сада в Мамакане, которое намечено на лето, проблема «детских» очередей в городе и районе будет полностью решена. Кстати, Бодайбо может похвастаться ещё одним самым низким по области показателем – по безработице. На начало 2012 года она составляла 0,39%, на одного безработного приходилось 3-4 невостребованные вакансии.
Будущее района сами жители связывают прежде всего с добычей золота. Недавно на ГОКе «Вернинский», куда так и не попал губернатор, была открыта первая очередь горно-обогатительного комбината. Уже сегодня там работают около тысячи человек, половина из них – вахтовики. Перспективы роста связаны с выходом «Вернинского» на полную мощность и его дальнейшим расширением, а также с новыми проектами, находящимися в разной стадии геологоразведки.
Однако большой проблемой остаётся дефицит электроэнергии в Бодайбинском районе, потому что новые фабрики на дизелях не построить, как заметил Герман Пихоя. Сейчас район снабжается электричеством от Мамаканской ГЭС, работа которой подвержена погодным сезонным колебаниям. Большие надежды связывают с комплексным развитием севера Иркутской области и Западной Якутии и выходом в Якутскую энергосистему.
Пока проблема не решена в глобальном плане, муниципалитет занимается вопросами малой теплоэнергетики. С 2009 года Бодайбо вошло в число опорных территорий Иркутской области. В рамках программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры региона, рассчитанной до 2016 года, в городе начата реконструкция центрального теплоснабжения. Результаты, как говорится, налицо. Завершена реконструкция котельной №1, в которую вошли ТЦП-4 и ТЦП-6, с одновременным переводом их с жидкого топлива (нефти и мазута) на уголь. В итоге потребление нефти снижено на 3679 тонн, экономия на закупке топлива составила 38,5 млн. рублей. В будущем планируется перевести на уголь ещё четыре городские котельные. Это даст существенную экономию и позволит снизить тариф для населения. Как заявил мэр, город и сегодня вполне благополучно пережил зимний сезон. Впрочем, ложку дёгтя добавил Герман Пихоя.
– Когда мэр сказал, что город благополучно справляется с отопительным сезоном, это правда, – подтвердил он. – Но правда и то, что из года в год «Полюс Золото», являющееся собственником Мамаканской ГЭС, прощает долги населению. Это не столько достижение мэрии, сколько щедрость акционеров, которые всё-таки надеются, что вопрос будет решён.
Остаётся только верить, что этот вопрос, как и многие другие, будет решён раньше, чем закончится самый главный золотой запас страны – запас терпения.