издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пригород с оглядкой на экологию

Тринадцатая сессия Байкальского международного зимнего градостроительного университета была посвящена экологии пригородного расселения. Она не только стала лейтмотивом докладов зарубежных и отечественных экспертов – молодые градостроители, архитекторы и дизайнеры из России, США, Франции, Швейцарии, Ливана и Китая должны были за три недели придумать, как реализовать идеи на практике. Для этого им «на откуп» дали площадки в Пивоварихе и Новолисихе, а также в Академгородке. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ взглянул на проекты их развития, представленные 2 марта.

Проекты, которые представили команды, готовились в течение трёх недель. В них сочетались идеи как иркутских молодых специалистов, знающих местную специфику, так и гостей из-за рубежа, способных взглянуть на наши проблемы свежим взглядом. Нужно сказать, что это дало свой результат: в каких-то случаях невероятные, казалось бы, концепции дополнялись реалистичными предложениями по их претворению в жизнь. Неудивительно, что кто-то из партнёров мероприятия – а в их числе было и ОАО «Иркутскэнерго» – уже заявил о том, что намерен реализовать хотя бы часть предложений участников тринадцатой сессии Байкальского международного зимнего градостроительного университета. 

«Зелёные коридоры» против хаоса

Так получилось, что 2 марта команды выступали не по алфавиту, поэтому «Сибирский энергетик» решили представить их проекты в том порядке, в котором их защищали фактически. Первой стала команда «B», назвавшаяся Urban Adventurers, то есть в переводе «Городские искатели приключений». Её концепция, говоря научным языком, сводилась к созданию полицентрической модели городского развития. В том, что касается Пивоварихи и Новолисихи, это подразумевает превращение двух периферических спальных районов в многофункциональное образование с достаточно высокой степенью независимости от города. Для этого предполагается объединить два посёлка, развив уже существующую инфраструктуру – дороги, электрические и тепловые сети, а также магазины и прочие сервисные предприятия. При этом предложено контролировать хаотичную застройку за счёт «зелёных коридоров» – лесных массивов и сельскохозяйственных угодий, не позволяющих пригороду развиваться вширь. 

Независимость от города, куда жители посёлков вынуждены ездить не только на работу, но и за покупками, предполагается увеличить сначала за счёт создания небольших лавок и магазинов, торгующих товарами первой необходимости, а затем – и это неизбежный процесс – за счёт крупных торговых центров. В дальнейшем, как ожидают авторы проекта, здесь появятся предприятия лёгкой промышленности, а в Пивоварихе, чтобы оправдать название посёлка, можно будет создать пивоваренный завод. Не забыта и туристическая привлекательность территории, причём одной из точек для привлечения туристов планируется сделать мемориальный комплекс, посвящённый жертвам политических репрессий. Близость аэропорта при этом не рассматривается как негативный фактор, хотя и даёт шумовое загрязнение. Перенос аэровокзала, напротив, снизит функциональность площадки.

Кстати, подобный центр, или, как его называют на английский манер, хаб, команда предложила создать и на площадке между Академгородком и микрорайоном Университетский. Там также предполагается развитие деловых центров и торговли, но при этом запланировано расширение студенческого кампуса и научно-исследовательского центра с созданием новых корпусов академических и исследовательских университетов. При этом положительным фактором является близость железной дороги, которая связывает не только районы Иркутска между собой, но и сам город с Ангарском и Шелеховом. Кстати, развитие как транспортной, так и иной инфраструктуры запланировано на обеих площадках, данных «на откуп» градостроителям, причём если речь идёт об автомобильных дорогах, то их предполагается разгрузить за счёт ограничения использования личного транспорта и увеличения количества общественного. 

Государственно-частное партнёрство во имя экологии

На развитии системы общественного транспорта настаивает и команда «C». Её участники предлагают создать ветку скоростного трамвая, соединяющую Иркутск с Шелеховом и Ангарском. На тех направлениях, где развивается туризм – Листвянка или Большое Голоустное, – решено ограничиться автобусами, обеспечивающими менее скоростное соединение. Прямое сообщение между Иркутском и Байкалом планируется обеспечить за счёт водного транспорта – в основном судов на воздушной подушке, позволяющих передвигаться и по воде, и по льду. А в самом городе наиболее перспективным видом транспорта, по мнению членов команды «С», является трамвай. Использование личных автомобилей предполагается ограничить за счёт перехватывающих парковок на границе между Иркутском и пригородом, на которых можно будет пересесть на общественный транспорт. 

Для снижения нагрузки на окружающую среду будет создана новая система обращения с отходами. В пригородных поселениях планируется создание мусоросортировочных станций, с которых отходы будут направляться на перерабатывающий завод. Чтобы снизить уровень загрязнения воды, на берегах будут создаваться зелёные зоны. Из соображений защиты окружающей среды в Пивоварихе предполагается создание экспериментального экопоселения, где можно будет разместить общественный клуб, спортивные сооружения вроде скейт-парка и исследовательский центр. Леса при этом  сохранят и облагородят, разобьют парк. Для обеспечения зданий теплом и электричеством предполагается использовать возобновляемые источники энергии. Сама планировка поселения даже в мелочах подчинена идее максимально бережного отношения к окружающей среде: скажем, дома будут обращены задней стенкой к опоясывающей посёлок автодороге, а фасад будет выходить во внутренний двор, общий для нескольких построек. При этом застройка будет разнообразной. 

В Академгородке, в свою очередь, предполагается продолжение жилой застройки с магазинами и клубами. Для того чтобы обеспечить связь между этим районом и Университетским, равно как и их связь с Ангарой, предполагается создание городского променада – пешеходной улицы, проходящей над дорогой и спускающейся к реке. Вдоль неё будут размещены деловые центры, рестораны, кафе, магазины и небольшой рынок под открытым небом. 

Продумано и финансирование этих проектов за счёт государственно-частного партнёрства. Инвесторов можно будет привлечь налоговыми льготами, дифференциацией сборов или особыми условиями подключения к энергетической инфраструктуре. Косвенно стимулировать развитие пригородов сможет и запрет на расширение Иркутска дальше существующих административных границ – по мнению участников команды, у города огромный потенциал роста «вглубь», за счёт уплотнения застройки («не небоскрёбов, а просто плотной застройки»). 

Пределы внутреннего роста

О росте города внутри чётко определённых границ, предусматривающем реорганизацию существующей планировки, говорила и команда «A», выступавшая следом. Их концепция предусматривает создание защитного пояса вокруг водохранилища с ограничением доступа автотранспорта к воде, а также «зелёных коридоров», отделяющих пригороды друг от друга и от самого Иркутска. Уровень загрязнения окружающей среды предполагается снизить за счёт хорошо спланированной транспортной системы, обеспечивающей доступ ко всем функциональным центрам. Причём градостроители предлагают объединить коммерчески выгодные направления с невыгодными в «пакеты» для частных перевозчиков. 

Идею «внутреннего роста» города планируется реализовать на территории Академгородка, где разместятся дома среднего класса с отдельными парковками и недорогое социальное жильё, а также студенческие общежития. Согласно представленной концепции, вокруг этого участка будет создана опоясывающая зелёная зона, действующая в качестве защитного экрана от шумового загрязнения от автомобильных дорог. На этой же территории предполагается разместить систему пересадочных пунктов и безопасных пешеходных зон. А площадку вблизи Ледового дворца можно будет превратить в деловой центр. 

Участку, объединяющему Пивовариху и Новолисиху, команда предлагает придать статус экологически ценной территории. На нём предполагается установить высокие цены на недвижимость, которые позволят финансировать экологические проекты вроде применения новых технологий очистки воды и её повторного использования (например, сбор «серых» сточных вод из кухонь и ванных домов). Население посёлков можно будет вовлечь в экологический туризм, а их территорию круглый год использовать как площадку для занятий активными видами спорта, полагают проектировщики. 

Естественный ограничитель

Команда «E» полагает, что границы роста города, равно как и пригородов и всего региона, будут задавать природные ограничители, географические условия и ландшафт. Наверное, именно в силу условий, которые накладывает окружение, в Пивоварихе предполагается и дальше развивать сельское хозяйство, в настоящее время имеющее немалое значение для территории. В то же время в посёлке будет развиваться жилищное строительство, как индивидуальное, так и блочное. Планировка будет учитывать нужды разных жильцов – и молодых семей, и одиноких людей, и пожилых пар. 

Будет создан и комплекс административных зданий, а также школа, детский сад и спортивная площадка. На территории посёлка найдётся место и зонам отдыха, и торговым площадям. А к административному центру будет привязана новая большая остановка общественного транспорта. 

На территории Академгородка предполагается объединить уже развитый район с образовательными и научными центрами с недостаточно развитой зоной отдыха, деловой и культурной частью, а также жилой застройкой. Для этого будет создана пешеходная система с мостами через автодороги и сетью общественных пространств, спускающаяся вплоть до берега Ангары. При этом для транспортного обслуживания жилой зоны планируется создание нового автобусного маршрута, который пройдёт по улице Старокузьмихинской от Академического моста. Жилую застройку решено сделать малоэтажной, причём высота домов будет снижаться по мере приближения к берегу реки. 

Говоря о том, как эта концепция будет реализовываться на практике, специалисты продумали как экономические механизмы, касающиеся режима налогообложения, так и административные. По мнению представителей команды, необходимо пересмотреть законодательную базу, чтобы местные и региональные власти получили больше контроля над распоряжением землёй. Кроме того, нужна административная реформа. 

«Город наизнанку»

Проект команды «D», который её члены назвали «городом наизнанку», предусматривает объединение пригородов по территориальным параметрам и на базе общей инфраструктуры с приданием им независимости от Иркутска с точки зрения общественных функций. В частности, Новолисиху и Пивовариху свяжут общие электрические сети и канализация, а для того, чтобы они стали меньше зависеть от города, будут построены больница, школа и пожарная станция. В дальнейшем здесь возникнут новые торговые площадки и детский сад, собственный ЗАГС. А через 50 лет после начала реализации проекта в новом пригороде могут появиться свой институт, изучающий проблемы сельского хозяйства, и туристические объекты. 

На площадке между Академгородком и Университетским команда предлагает создать студенческий городок, на территории которого помимо общежитий и учебных корпусов будут скверы, парки и зоны для отдыха как студентов, так и жителей близлежащих домов. Эта концепция предполагает и создание «зелёных коридоров», объединённых с такими же коридорами в других районах города в непрерывное пространство. Для реализации перечисленных идей градостроители предлагают вернуться к старой школе проектирования, когда сначала готовится проект, а потом под него находится инвестор. 

«Практическое применение в ближайшие два-три года»

Проект команды, выступавшей последней, был признан экспертным жюри тринадцатой сессии градостроительного университета лучшим, равно как и концепция команды «C». За ними следует проект команды «Е». Команды «А» и «B» заняли два последних места. Так или иначе, но генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Фёдоров, по сообщению пресс-службы НИ ИрГТУ, заявил, что высказанные во время сессии идеи «найдут практическое применение уже в ближайшие два-три года» на участках в Пивоварихе и Новолисихе, аукцион на аренду которых в конце прошлого года выиграла «дочка» энергоугольной компании – ЗАО «СибирьЭнергоТрейд». «Мы оформим их в техническое задание непосредственно для проектировщиков», – подчеркнул Фёдоров. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры