издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Женщина-эпоха»

  • Интервью взяла: Алёна МАХНЁВА

Татьяна Табачникова, начальник смены химического цеха, работает на Ново-Иркутской ТЭЦ без малого 38 лет, с самого основания станции. Она одна из немногих женщин в энергетике Приангарья, награждённых грамотой Минэнерго РФ. На станции трудно найти человека, который бы не знал Татьяну Авраамовну в лицо, по голосу или по её добрым делам, говорят коллеги.

С момента прихода Татьяны Авраамовны   в химический цех Ново-Иркутской ТЭЦ пролетела целая эпоха. Работая здесь с 1974 года, Татьяна Табачникова воспитала не одно поколение энергетиков-производственников. Настоящая  «женщина-эпоха»! 

«Это надёжный специалист, отлично знающий свою работу, которой Татьяна Авраамовна посвятила свою жизнь. Это человек, который всегда откликается, если кому-то нужна помощь, человек, который никогда не мирится с  несправедливостью и никогда не прячется за спинами других. Это женщина-справедливость, женщина-друг и женщина-профессионал», – говорит начальник химического цеха Ново-Иркутской ТЭЦ Наталия Колесникова. Вот и на данный момент за ней закреплены перспективные работники, которые в будущем смогут занять позицию начальника смены химического цеха. 

С Татьяной Авраамовной мы беседуем на её рабочем месте – щите химводоочистки. Сейчас начальника смены окружают компьютеры и автоматические приборы химконтроля и расхода воды, за показаниями которых необходимо постоянно следить. В начале 1970-х, когда Табачникова только пришла на станцию, всё было иначе.

– Ново-Иркутскую ТЭЦ начали строить  в 1969 году, – говорит собеседница. –  По специальности я теплоэнергетик, закончила Иркутский энергостроительный техникум. Когда набирали персонал на станцию, уже работала в опытно-конструкторском бюро автоматики в Ангарске, а моя подруга – на ТЭЦ-10. Их пригласили сюда, а она позвала меня. Так в 1974 году я попала на станцию аппаратчиком. Тогда только монтировали первый котёл, первую турбину, химцех уже был, стояли фильтры, но пола ещё не было – это было самое-самое начало. Мне было двадцать пять, когда я пришла сюда аппаратчиком, и вот уже 38 лет моя жизнь связана со станцией. 

– Расскажите, пожалуйста, о том времени, когда всё только начиналось. 

– Поначалу мы заходили в цех только вечером, на ночную смену, потому что днём здесь работал спецперсонал: станцию строили заключённые. Потом, когда пустили котлы, расход был совсем маленький. В 1976 году официально пустили станцию. К этому же году я стала начальником смены.

– Какие основные изменения произошли за годы  вашей работы в химическом цехе?

– Ну, ребята… Очень многое изменилось. Основная задача цеха – подать очищенную, химически обессоленную воду для подпитки котлов, потому что на котёл идёт вода определённых параметров – не буду загружать вас химическими терминами.

Во-первых, раньше все операции выполнялись вручную.  Приходилось открывать руками все задвижки, порой было нелегко – приходилось и прыгать сверху. 

Затем, чтобы закачать реагенты, нужно было пойти в реагентное хозяйство, включить насос, открыть задвижки. Потом звонили машинисту: «Какой у вас уровень?» – они должны были послать обходчиков, чтобы те проверили. Сейчас цепочки полностью компьютеризированы, всё делаем нажатием клавиш. Конечно, это очень облегчило работу, стало гораздо удобнее. 

В ближайшее время в главном корпусе будут монтировать шестую турбину, это прибавит работы и химическому цеху, химический контроль увеличится. 

– Что потянуло вас в эту неженскую профессию?

В химическом цехе Татьяна Табачникова знает каждый сантиметр

– Работа в энергетике всегда была интересной и престижной. Поэтому мы с подругой договорились и пошли в энергостроительный техникум, тем более что её старшая сестра уже  работала на ТЭЦ-10, от неё мы знали об этой профессии.

На станции есть несколько цехов, где работает много женщин, например, в топливо-транспортном, турбинном, котельном, но это техники, в смене женщин нет, хотя раньше работали. Там очень тяжёлая физически и ответственная работа. В химическом цехе полегче, однако ответственности здесь не меньше. Если мы будем подавать воду плохого качества, ТЭЦ встанет.

– Что самое интересное в вашей работе?

– Самое интересное – персонал цеха. У нас очень дружный коллектив, и люди, которые переходят к нам с других предприятий, удивляются, потому что такую тёплую атмосферу редко можно встретить на производстве. Поэтому на работу всегда иду с удовольствием: приятно здесь находиться. Так сложилось, что мы всегда вместе – и в горе, и в радости. 

– Сколько человек сейчас работает в вашем цехе?

– У нас четыре вахты, в каждой вахте четыре человека – два лаборанта, аппаратчик и начальник смены, плюс подменные и «дневники», итого 42 человека. Вы можете не поверить, но мы действительно как большая семья. Все вместе. У нас уже тут родились дети, внуки.

– Как удалось этого достичь?

– Может, оттого, что пришли на станцию мы примерно одного возраста, коллектив сразу подобрался. Сначала мы размещались в СМУ ТЭЦ-строй, сами разрабатывали инструкции с начальником и инженером цеха. Сплочённые были. На станции всего народу было человек 50. И по сей день, когда в этот сформировавшийся коллектив приходят молоденькие девочки, они стараются вести себя, как мы, перенимают принципы и традиции. 

– Из каких задач обычно состоит ваш день?

– Начальник смены отвечает за всё: и за химводоочистку, и за водный режим станции. Лаборанты передают информацию мне, а я веду режим станции вместе с начальником смены котельного и турбинного цехов, начальником смены станции. Аппаратчики следят, чтобы работала водоочистка: реагенты – фосфаты, гидразины, аммиак – прокачивают в главный корпус, затем делают регенерацию. Фильтрующий материал не может работать бесконечно, поэтому нужно следить, когда он начинает срабатываться, по компьютеру смотрим удельную электропроводимость и запускаем регенерацию цепочки. 

– Бывали ли в вашей практике необычные, нестандартные ситуации?

– Конечно, бывают сложности. Сейчас уже меньше, потому что и персонал опытный, и оборудование надёжнее. Например, раньше бывало, задвижки ломались, западали, но, в принципе, мы всегда всё разруливали, до экстремальных ситуаций никогда не доходило. По вине химцеха ничего не останавливалось на станции.

Мы уже знаем, как действовать в любой ситуации. С аппаратчиком Любой Вантеевой мы работаем в одной вахте уже больше 25 лет, понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. Она большая умница, никогда не паникует, в сложные моменты сразу ориентируется, что надо сделать. У нас вообще все аппаратчики и начальники смен грамотные, знают свою работу. 

– Какие основные качества должны быть у специалиста в вашей сфере?

– Человек вообще должен быть спокойным и собранным. Даже если ты что-то упустил, надо трезво всё оценить, понять, почему это могло произойти, и быстро отреагировать. 

– Не устаёте от такой сложной и ответственной работы?

– Возраст у меня уже пенсионный, и когда я подумала о том, что однажды придётся уйти со станции, было сильно не по себе: что я буду делать без работы? Мне она не надоедает, в принципе. То, что мы работаем в праздничные дни, уже так привычно, что в такой день хочется быть на работе со своими девчонками. Даже Новый год мне интереснее здесь встретить, чем дома. Всегда поздравляем друг друга, и с 8 Марта тоже обязательно, устраиваем конкурсы на лучший торт, например. 

– Можете рассказать немного о своей семье?

– Моему сыну 32 года, хороший парень, закончил Московский государственный университет коммерции, работает по своей специальности, женат, недавно моему внуку исполнилось 3 года. 

– Вы отлично выглядите. Откроете свой секрет?

– На шейпинг хожу, в бассейн, – улыбается Татьяна Авраамовна. – Сын меня вывозит в отпуск в жаркие страны. Поддерживаю себя – лежать шибко не приходится. 

– Чем ещё любите заниматься в свободное время?

– Сейчас в свободное время я занимаюсь внуком. Люблю спорт. Цветы развожу. Летом – огород. И работа тоже держит в тонусе. Есть друзья, подруги… скучать не приходится.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры