Страсти по Арбату
С 20 февраля улицу Урицкого закрыли для движения транспорта с 8 до 21 часа. Постановление о запрете было подписано ещё 13 февраля. Сегодня на въезде к улице установлен запрещающий знак. Распространяется он и на транспорт для обслуживания зданий, находящихся на территории. Однако по-прежнему в дневные часы вдоль магазинов на Урицкого скапливаются десятки автомобилей. Как признаются сами водители, запрет они соблюдать не собираются.
Вопрос о пешеходном статусе Урицкого поднимается давно. Ранее улицу уже закрывали для транспорта, даже устанавливали шлагбаум. Но каждый раз территорию приходилось вновь открывать для проезда автомобилей. Основанием для этого служили жалобы предпринимателей, у которых на центральной улице города находится бизнес. Они неоднократно оспаривали запрет под предлогом ущемления их прав. В прошлом году после предписания Федеральной антимонопольной службы администрация Иркутска была вынуждена убрать шлагбаум и улица стала открытой для автолюбителей.
На этот раз ввести запрет удалось после заключения Службы по охране объектов культурного наследия Приангарья. Здания, расположенные на Урицкого, являются памятниками архитектурного наследия. Постоянное движение транспорта рядом с ними разрушает ансамбль, вибрация, которую создают машины, негативно воздействует на строения и может даже привести к их деформации, отмечают в пресс-службе областного правительства.
Сегодня заповедную территорию называют уникальным градостроительным комплексом памятников культуры и архитектуры 19–20 веков. Ради его сохранения власти пошли на частичный запрет движения. С 20 февраля автомобилям с 8 до 21 часа запрещён въезд на Урицкого. Это постановление губернатора области распространяется и на обслуживающий транспорт. Однако владельцев автомобилей это совсем не смущает. С момента вступления запрета в силу прошло уже две недели, а картина не меняется. С самого утра возле торговых точек на территории ансамбля припарковывают автомобили. Корреспондент «Сибирского энергетика» в течение часа наблюдал за движением транспорта по Урицкого. За это время на улице успели побывать почти четыре десятка машин. Большинство из них припарковались рядом с офисами Сбербанка и прокуратуры.
На вопрос, знают ли автомобилисты о введённом запрете, водители отвечали утвердительно. «В городе совершенно не продумана система парковок. Машину оставить негде. Я работаю на Урицкого, а места, где можно легально поставить машину, постоянно заняты. Платная стоянка рядом с Торговым комплексом обходится очень дорого – 30 рублей в час. Вот и приходится оставлять автомобиль в запрещённом месте», – оправдывается владелица Toyota Belta, припарковавшаяся напротив офиса Сбербанка.
Работники магазинов отмечают, что, как правило, на улице стоят одни и те же машины. Изо дня в день закон нарушают водители, чьи места работы находятся на Урицкого. Владельцы автомобилей порой оставляют своё транспортное средство прямо посреди пешеходной части.
«Оставляют свои машины перед дверями магазина. Они же мешают пешеходам, даже зайти в магазин проблематично. Более того, когда эти машины выезжают, они сигналят прохожим, будто здесь территория автомобилей. Запрет действует уже больше 10 дней, а разницы не видно никакой. Машины как стояли, так и стоят. Хоть бы какой шлагбаум установили или пост ГИБДД, чтобы за порядком следили», – возмущается Ольга Крупкина, продавец магазина «Скороход». О возможности поставить оградительные сооружения высказываются и в администрации Иркутска. На депутатских слушаниях 28 февраля было заявлено, что временное ограждение, препятствующее хаотичному въезду машин, будет установлено до 14 марта. «Исполнение постановления губернатора было поручено администрации Иркутска. Во вторник, 28 февраля, мы специально рассматривали этот вопрос в рамках отчёта полиции перед Думой города. Было решено установить шлагбаум. Думаю, 14 марта мы увидим заградительные сооружения», – отмечает председатель городской Думы Андрей Лабыгин. В пресс-службе ГУ МВД по Иркутской области сообщили, что в ближайшее время на въезде на Урицкого появится пост ГИБДД.
В соседних городах имеется положительный опыт существования пешеходных улиц. Так, в Улан-Удэ есть свой «Арбат». Въезд на его территорию загораживают не только декоративные кованые заборы, но и бетонные блоки. Вариант с блоками в Иркутске депутаты не рассматривали, категорично заявил Андрей Лабыгин. На Урицкого имеется большое количество магазинов, у которых нет альтернативного подъезда машин с товаром, кроме как по заповедной зоне. Поэтому ограждение должно быть мобильным.
Впрочем, владельцы магазинов, у которых есть возможность поставлять товар другим путём, признают, что согласны сделать центральную торговую улицу Иркутска доступной только для пешеходов. «Нашим машинам с товаром нет нужды заезжать на улицу. Запрет в этом плане нас не касается. Опять же перед дверями нашего магазина постоянно стоят автомобили покупателей и людей, которые работают в офисах на Урицкого. Их машины закрывают подход к магазину, дымят под окнами», – рассказывает продавец магазина «Уютный дом» Яна.
По словам председателя городской Думы, в будущем улицу Урицкого планируют облагородить, установить лавочки, пышные клумбы с цветами, видеонаблюдение. Пока же главное в планах властей города – обеспечить соблюдение закона. Однако как скоро это произойдёт, зависит не только от работы администрации города, но и от самих автовладельцев, которые пока не стремятся соблюдать правила дорожного движения.
Нарицательное название всем пешеходным улицам страны подарил московский Арбат. Разрабатывать идею пешеходной улицы начали ещё в 70-х годах прошлого века. Проект не ограничивался просто запретом на автомобильное движение, в него входили также работы по благоустройству улицы, реконструкции и реставрации фасадов зданий. Властям города пришлось пойти на изменение одного из троллейбусных маршрутов. По всей территории вместо асфальта было уложено брусчатое покрытие, посредине улицы установлены вазоны с цветами, скамеечки для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро. Официально Арбат был открыт как пешеходная зона лишь в 1986 году.
Первое место по количеству пешеходных зон занимает Санкт-Петербург – в нём только пешеходных улиц насчитывается десяток. Одна из самых знаменитых улиц Северной столицы – Малая Садовая, в 1998 году она была превращена в пешеходную зону. Улицу замостили плиткой, убрав разделение на тротуары и мостовую, построили фонтан – каскад «Вращающийся шар», поставили скамейки. Позже там стали появляться небольшие скульптуры: во внутреннем дворе одного из домов – собачка Гаврюша, на карнизах зданий по обе стороны улицы заняли место кот Елисей и кошка Василиса, особый интерес туристов всегда вызывает памятник фотографу с бульдогом.
Улица Большая Покровская в Нижнем Новгороде изначально задумывалась как пешеходная. С 80-х годов 18 века улица протяжённостью почти два километра была отведена только под пешие прогулки. В конце 19 века пешеходной зоне подарили электричество, а вместе с ним и трамваи. Вплоть до середины 50-х годов прошлого столетия улица была открыта для транспорта. Вернули Большой Покровской историческую тишину пешеходной зоны лишь в 1982 году, с тех пор улица закрыта для автомобилей.
Екатеринбургская улица Вайнера славится комичностью присвоения ей статуса пешеходной зоны. Её пешеходность – дань памяти советскому долгострою. Изначально Вайнера была обыкновенной улицей, но в 1980-х годах движение транспорта по ней перекрыли из-за ремонта и реконструкции домов, находящихся на её территории. В 1990-е Вайнера превратилась в место стихийного рынка, при этом улица официально так и продолжала быть закрытой для автомобилистов. Реконструкцию удалось закончить только в начале этого века, но разрешения на движение транспорта по Вайнера так и не последовало. Напротив, администрация города убрала все торговые павильоны, установила множество скамеек и юмористических скульптур, сделав улицу пригодной для городского отдыха.