Системный затор
На карте Иркутска появились новые места автомобильных пробок. К числу участков с затруднённым движением добавились улицы Сурнова, Трактовая и объездная дорога микрорайона Первомайский, ведущая к Академическому мосту. Причём за-гружены они бывают только в утренние и вечерние часы пик. Эксперты нашего издания отмечают, что скорость движения в Иркутске не становится выше. Главная причина – колоссальные темпы автомобилизации. Только за январь на учёт в област-ном центре поставили 4600 машин, или 36% от того, что было зарегистрировано за весь 2011 год. О том, как городские власти намерены бороться с автомобильными заторами, с учётом того что массового строительства и реконструкции дорог в 2012 году не запланировано, – в нашем материале.
Особую актуальность тема автомобильных пробок приобрела для нашего корреспондента минувшей осенью. Тогда дорога до офиса по Иннокентьевскому мосту вместо обычных 25 минут стала занимать 45, а средняя скорость движения по маршруту составила 20 км в час. «На мой взгляд, ситуация со скоростью автомобильного движения в областном центре меняется не в лучшую сторону. Впрочем, как и во всей России, где уровень автомобилизации населения опережает процесс строительства новых магистралей и развязок, – говорит автовладелец с 20-летним стажем, редактор Издательского дома «Автомаркет» Игорь Верхозин. – Чтобы кардинально изменить положение, необходимо вести дорожное строительство колоссальными темпами».
Наш собеседник отмечает, что ему повезло: он живёт неподалёку от офиса. А вот горожан, которые каждый день ездят на работу и обратно из спальных районов, ему жаль. На вопрос нашего корреспондента о том, появились ли в Иркутске новые магистрали с затруднённым движением, ответил: «Как-то вечером мне нужно было поехать в Ангарск, я целый час ехал по улице Трактовой. Причина была не в ДТП, а в том, что по этой магистрали едут жители Ленинского района и Ангарска. Буквально несколько месяцев назад такого потока ещё не было».
Почему стоим
«В Иркутске ситуация со скоростью автомобильного движения не такая критичная, как в столице и других крупных городах, но далека от идеальной, – считает председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутска Александр Николаев. – Конечно, нынешним летом автомобилистам пришлось постоять на дорогах из-за ремонта улиц Волжской и Партизанской. Из-за строительства четвёртого пускового комплекса Академического моста изменена схема движения в Октябрьском районе. Однако с открытием четвёртого пускового – надеюсь, что произойдёт оно к декабрю 2012 года, – мы получим прекрасную развязку, которая решит многие проблемы Иркутска».
«Применительно к Иркутску логичнее говорить не о пробках, а о за-труднении движения, – отмечает старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УВД по Иркутску капитан милиции Андрей Кабанов. – В дневное время загружена практически вся центральная часть Иркутска, это улицы Ленина, Карла Маркса, Дзержинского, Чехова, Фурье и так далее. В утренние часы это объездная дорога микрорайона Первомайский в сторону Академического моста и пожарного училища, улицы Маяковского и Сурнова, Иркутный и Иннокентьевский мосты».
Причин дорожных заторов в областном центре несколько. Самая главная – ускоренный уровень автомобилизации. Сейчас в областном центре зарегистрировано порядка 208 тыс. единиц автотранспорта. Если за весь прошлый год число авто выросло на 12,7 тысячи, то увеличение в январе нынешнего года составило уже 36% от прошлогоднего роста – 4,6 тысячи. «Дорожной инфраструктурой областного центра пользуются жители ближайших городов, которые приезжают сюда на учёбу или работу, – подчеркнул Андрей Кабанов. – Кроме того, некоторые компании могут быть зарегистрированы в Москве или других городах, но работают именно в Иркутске».
Затруднение в движении – беда всех городов старого типа, построенных по принципам радиусов, уходящих на окраину. «Иркутску исполнилось 350 лет. Когда строился город, никто не предполагал, что автомобильное движение будет таким интенсивным, – рассказал Александр Николаев. – Ангарск и Братск возводились по принципу параллельных и перпендикулярных улиц, которые позволяют объехать затор; предусмотрены широкие магистрали, есть возможность расширить дороги. В то время как в Иркутске возможности увеличить пропускную способность, например улицы Карла Маркса, нет».
Возвращение эвакуатора
Ещё одна причина пробок – многочисленные ДТП, происходящие на улицах областного центра. Количество дорожно-транспортных происшествий в Иркутске в 2011 году увеличилось на 1,7 тысячи по сравнению с 2010 годом и составило 25,48 тысячи. «Многие автовладельцы не хотят оформлять происшествие по «европротоколу», лимит которого ограничен 25 тысячами рублей, – рассказал Андрей Кабанов. – Зачастую они не могут адекватно оценить ущерб от аварии, полагая, что он превышает эту сумму. Они не убирают машины с проезжей части, потому что ждут экипаж ГИБДД. В итоге в этом месте за считанные минуты скапливается пробка». «Вносит свой вклад и то, что инженерные сети проложены под дорожным полотном. В случае ремонта его необходимо вскрыть, что также провоцирует затруднение движения на этих участках», – добавил председатель комитета по ЖКХ.
Собеседники нашего издания отметили, что проведённые ранее масштабные проекты по ремонту и реконструкции уличной сети – расширение и строительство подземных пешеходных переходов по улицам Лермонтова, Байкальской и Сергеева – позволили решить проблему с пробками на этих участках. «Расширение улицы 3 Июля разгрузило улицы Седова, Советскую, Байкальскую», – рассказал Андрей Кабанов.
Единственная «болевая» точка – остановка «Технический университет» в сторону центра города, где паркуются личный транспорт и такси. В итоге автобусам приходится останавливаться в полосе для движения, что сужает возможность проезда транспорта по улице Лермонтова. Однако летом, по мнению Андрея Кабанова, ситуация изменится: «Во-первых, в июле вступят в силу изменения в административном законодательстве, которые увеличат штраф за неправильную парковку до 1000 рублей. Сейчас он составляет 100 рублей за нарушение требования знака и 300 рублей, если транспортное средство создаёт помеху для других. Скорее всего, летом на дороги вернутся эвакуаторы. А значит, улицы Лермонтова, Советская и Карла Маркса будут очищены от неправильно припаркованного транспорта, что позволит сократить заторы».
Масштабного строительства не будет
Два предыдущих года прошли для Иркутска под знаком реконструкции, строительства и ремонта дорог. В 2010 году было вложено порядка 950 млн. рублей, в 2011 году – более 931 млн. рублей. В 2012-м иркутянам не стоит ждать масштабного дорожного ремонта. «В нынешнем году планируется провести ремонт улицы Карла Маркса от улицы Ленина до бульвара Гагарина. Будут перекладываться инженерные сети, меняться дорожное покрытие и бордюрный камень. Ремонтироваться будет и магистраль имени Олега Кошевого, – рассказал председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутска. – Кроме того, 300 млн. рублей запланировано на ремонт внутриквартальных проездов, по возможности будем создавать там парковочные места. В течение 5-7 лет планируем привести все городские внутриквартальные проезды в порядок. А вот объём инвестиций в ремонт улично-дорожной сети в нынешнем году не будет таким масштабным, как два предыдущих года». 2012-й объявлен мэром Иркутска годом строительства детских садов.
В администрации Иркутска есть ряд крупных проектов по строительству, ремонту и реконструкции улично-дорожной сети. Однако для их реализации необходим не один десяток миллиардов рублей, отмечает наш собеседник. Городские власти рассчитывают на помощь федерального и областного бюджетов, особенно с учётом создания областного дорожного фонда. В этом случае проекты будут разбиты на комплексы и реализованы поэтапно. Так можно будет поступить с Маратовской развязкой, расширением улицы Седова, которая после сдачи четвёртого пускового комплекса примет на себя большую нагрузку. Необходимы областному центру и несколько подземных пешеходных переходов: в районе 130-го квартала, остановки «Филармония», на пересечении улиц Советской и Байкальской, Трилиссера и Байкальской. Подземные переходы позволяют увеличить скорость движения, уменьшают заторы.
Платная парковка в центре не за горами
Представители автоинспекции подают в администрацию свои предложения о том, как с помощью локальных проектов улучшить пропускную способность улиц. Часть предложений касается Маратовской развязки. Так, за счёт расширения дорожного «треугольника», расположенного недалеко от кольца, планируется ограничить поток машин, заезжающих с улицы Ангарской, двумя рядами вместо существующих трёх. Кроме того, предлагается установить разделительный барьер на протяжении улиц Сурнова и Ангарской, запретить поворот налево – на «Город мастеров». Попасть туда можно будет, проехав по кольцу. «Недавно там произошло ДТП со смертельным исходом: легковушка при повороте налево не пропустила грузовик, – рассказали в ГИБДД УВД по городу Иркутску. – Такое решение позволит сделать движение по Сурнова беспрепятственным». Улучшиться ситуация должна и после ввода надземного пешеходного перехода на остановке «Фортуна».
Отвечая на вопрос о возможном ограничении въезда автомобилей в центр Иркутска и организации там платной парковки, председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутска отметил, что первое предложение – перспектива для нашего города довольно отдалённая. В то время как организация платных парковок, по его собственному выражению, «уже не за горами». «В данный момент прорабатываем юридическую и техническую тему этого вопроса, – говорит Александр Николаев. – Однако на то, чтобы горожане привыкли платить за парковку, могут потребоваться годы».
Говоря о действиях властей, которые могут быть предприняты для стабилизации положения, Игорь Верхозин вспомнил про Манхэттен, где парковка обходится в 30 долларов в час. Вслед-ствие чего по этой части Нью-Йорка передвигаются только либо таксисты, либо люди на частных авто, которые могут себе это позволить. Но такая организация движения требует выполнения определённых условий, например, идеальной работы общественного транспорта». В Америке же редактор автомобильного издания узнал о том, что на оживлённых дорогах выделена специальная полоса для автомашин, в которых находятся два человека и более: «Эта полоса менее загруженная, движется быстрее. Таким образом, власти стимулируют жителей передвигаться на одном авто всей семьёй или компанией, вместо того чтобы каждый ехал на своём автомобиле».
«Сбой в картине мира»
Как выяснилось, пробки не только вносят свои коррективы в распорядок дня, но и могут вызвать негативную реакцию. «Происходит «сбой в картине мира». Например, нам нужно было быть на встрече в половину второго, а мы смогли попасть туда только в четверть третьего, – говорит врач-психиатр высшей квалификационной категории, психотерапевт Елена Скибо. – Как нивелировать негативное влияние? Во-первых, понимать, что пробки были, есть и будут. Когда мы готовы к такой ситуации, психика не даст бурной реакции. Второй совет – постараться эффективно провести то время, что пришлось простоять в потоке: послушать аудиокнигу или курс на диске по ведению бизнеса, маркетинга либо любой другой интересной для вас теме. Таким образом вы переключитесь с эмоций, за которые отвечает правое полушарие мозга, на логику и разум, за которые ответственно левое».