издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Погорячились

Статистики поспешили заявить о снижении потребления алкоголя в Иркутской области

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Приангарье, входящее в тройку самых пьющих регионов Сибири, внезапно сократило потребление алкоголя. По официальной статистике, за 2011 год продажа горячительных напитков снизилась в среднем на 2,3%. Особенно отличилась слабоалкогольная продукция, которая потеряла сразу 30%. Казалось, на динамику повлиял запрет на реализацию алкоголя после 23 часов. Однако продавцы отрицают изменения на алкогольном рынке, утверждая, что вопреки новым ограничениям пьют жители региона прежними темпами. Почему падают продажи, а не потребление, попыталась разобраться Елена ПОСТНОВА.

Алкогольная яма  

Иркутскстат опубликовал данные, согласно которым в Приангарье снизился объём потребления алкоголя. Только вина в 2011 году жители региона выпили на 561 тыс. литров меньше (снижение на 3,7%). Даже водка, которую в России всегда потребляют в большом количестве, в прошлом году тоже потеряла 964,5 тыс. литров (3,6%). Упали продажи шампанского: минус 101 тыс. литров (3,3%). Радующая глаз картина сложилась в сегменте слабоалкогольных напитков. Этого вида спиртного населению продали на  186,5 тыс. литров меньше (6,2%). Пиво тоже подхватило тенденцию на снижение, хотя его объёмы сократились очень незначительно – всего на 0,5% – и достигли в прошлом году 206 млн. литров (самый популярный напиток после водки). 

На фоне всеобщего падения рынка отличился лишь коньяк. В 2011 году его продажи выросли на 6,9 тыс. литров (5,7%). Статистиков такой расклад не настораживает. Коньяку в России потребляется гораздо меньше, чем других видов алкоголя. По официальным данным,  водочной продукции в стране производится 1,5 млрд. литров в год, в то время как коньяка лишь 100 млн. литров. 

Выход из запрета 

Считается, что на снижение показателей продажи алкогольной продукции оказал важное влияние запрет на реализацию населению крепких спиртных напитков после 23 часов. Ожидалось, что круглосуточные магазины, киоски, ларьки потеряют часть своей выручки. Однако этого не произошло.  Как отметили в торговой сети «Слата», запреты не оказали огромного влияния на объёмы продаж. Население быстро перестроилось и стало покупать алкоголь заранее. «В 2011 году наблюдалась обычная динамика продаж  с ростом к предыдущему году. Как обычно, имела место сезонная составляющая продаж. Летом активнее покупают пиво, в остальное время – вина и крепкий алкоголь. Падения потребления алкогольной продукции в нашей сети не наблюдается. Ночные продажи перераспределились на время до 23.00», – сообщили «Конкуренту» в пресс-центре торговой сети «Слата». То, что население не стало пить меньше, отмечают и в другой торговой сети области. Продавцы магазина «О’к» признают, что в 2011 году запрет на продажи алкоголя через кассу не повлиял. «У нас в магазине приобрести крепкий алкоголь невозможно после 22 часов. Кассы заблокированы, поэтому купить запрещённый товар не получится. Но люди находят легальные способы запастись алкоголем – приходят за спиртным вечером и даже днём. Или в вечернее время берут пиво, как правило, крепкое», – рассказала продавец торговой сети «О’к» Екатерина.

Продавцы специализированных магазинов Иркутска вовсе отмечают рост продаж винно-водочной продукции. «Люди стали пить больше, особенно в праздничные дни. По сравнению с предыдущими годами выросли продажи вина, ликёров, водки. Наш магазин работает до девяти часов вечера, поэтому не могу сказать, что запрет как-то оказал влияние на продажу», – поделилась своими наблюдениями продавец магазина «Алкомаркет Кайрос» Лариса. В магазине «Виноград», впрочем, признают, что ограничения повлияли на розничную торговлю, но кардинально ничего не изменили. «Мы наблюдаем рост продаж, хотя и не такой бурный, как раньше. При этом, конечно, проводим постоянную работу с персоналом – с продавцами, кассирами, чтобы соблюдался запрет на продажу после 23 часов», – сказала  заместитель начальника отдела управления розничной торговли сети магазинов алкогольной продукции «Виноград» Евгения Штокова. В фирменном магазине «Байкал» добавляют, что с прошлого года покупатели стали чаще останавливать выбор на более дорогих напитках и объёмы продаж в абсолютном алкоголе всё-таки сократились. «Хотя сказать, что в лидеры вышел коньяк, не могу», – отметила продавец магазина Алла Гантемурова. 

Сохранить темпы потребления алкоголя иркутяне пытаются не только легальными путями.  В круглосуточных магазинах Иркутска «Конкуренту» рассказали, что, когда запрет только ввели, граждане пытались всеми правдами и неправдами приобрести желанный продукт. Работникам магазина предлагали «дополнительно заплатить» или приобрести бдительным продавцам «небольшие презенты».  Чтобы запрет на продажу алкогольной продукции после 23 часов соблюдался, владельцы магазинов даже установили камеры в торговых залах. На них и ссылаются продавцы, когда встречаются особо настойчивые покупатели. «Бывают случаи, когда уже нетрезвые люди приходят ещё за бутылкой, начинают спорить. Но у нас в торговом зале камеры установлены, ссылаемся на них, если объяснения про закон не действуют», – сообщила продавец круглосуточного магазина «Эконом» Ирина Фокина.

«Кто хочет выпить, тот всегда найдёт»

О способах приобретения крепкого алкоголя в запрещённое время рассказывают и сами иркутяне. Некоторые обращаются за покупкой спиртного в ближайшие кафе и рестораны, на которые запрет официально не распространяется. «Бывает, целенаправленно приходят приобрести водку или коньяк. Их не смущает, что покупать приходится дороже. Правда, чаще люди просто приходят и остаются в ресторане», – рассказывает кассир ресторана «Золотой остров» Любовь Темникова. Желанию выпить ночью не может помешать даже цена продукта, которая очень различается в магазинах и ресторанах. К примеру, наиболее «ходовую» водку «Байкал» в ресторане можно приобрести за 400 рублей, в то время как в магазине эта же бутылка стоит около 220 рублей. «Кто хочет выпить, тот всегда найдёт, где и как приобрести алкоголь, – уверен Вадим Дробиз, директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя. – В советское время тоже действовал запрет на продажу спиртных напитков в ночное время. Тогда люди заранее покупали. И сейчас наблюдается та же картина. Население не стало и не станет вдруг пить меньше», – добавил эксперт.

Собеседники «Конкурента» отмечают ещё одну немаловажную деталь. Статистика отражает официальную, легальную продажу напитков. Поэтому, пока наблюдается уменьшение продажи легальной водки, обязательно увеличивается объём реализации подпольной продукции. «Это система сообщающихся сосудов. Если население стало меньше приобретать качественного алкоголя, значит, оно приобретает так называемую «палёнку». Несложно определить, что более губительно. Официальная статистика не отражает всей полноты картины», – пояснил Вадим Дробиз.  По его данным, реальные продажи спиртосодержащих напитков  если и упали в регионах, то не более чем на 1-2%, а потребление и вовсе не сократилось. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры