Нескучная математика
Можно ли изучать историю родного города с помощью задачника?
В лицее-интернате № 1 уверены: это не только возможно, но и очень интересно. Кроме того, «сухая» на первый взгляд наука помогает узнать, насколько уменьшилась площадь парков и скверов города с 19 века и почему в колокола добавляли серебро. Корреспондент «Ступенек» встретился с авторами двух необычных исследований – семиклассницами Леной Бизимовой и Софьей Твердохлебовой – и узнал, почему внеклассная работа по математике интереснее, чем компьютерные игры и социальные сети. С Леной, Соней и их научным руководителем, учителем математики лицея № 1 Ольгой Бычковой, мы встретились в одном из классов учебного заведения. Обычные ряды парт, школьная доска, цветы на подоконниках. Но математический задачник в руках Лены Бизимовой трудно назвать обычным.
– Мы составили учебное пособие, которое называется «История города Иркутска и география Иркутской области в задачах», – объясняет Лена. – Решая эти задачи, можно познакомиться не только с самим городом, но и с Байкалом, узнать об Иркутском остроге, театрах в городе. Задачник предназначен для учеников пятых-шестых классов, но вообще их может решать любой человек, если ему станет интересно.
– Как возникла эта идея?
– Студенты Ольги Ивановны принесли нам на урок задачники, которые они составляли. Стало интересно попробовать самой.
Параллельно с работой в лицее Ольга Бычкова преподаёт в Восточно-Сибирской академии образования. Студенты проходили в лицее практику и опробовали инновационные подходы к математическому образованию, поясняет учительница.
– Математика считается «сухой» наукой, а на самом деле у неё огромные возможности, ведь из текста задачи можно получить информацию, – убеждена Ольга Бычкова. – Наши студенты провели небольшое исследование, и оказалось, что и ученики пятых классов, и старшеклассники гораздо лучше знают историю других городов, нежели своего родного. А в Иркутске так много интересного! Поэтому мы решили, что составлять задачи нужно, опираясь на исторические факты и используя различные подходы. Например, на уроке я давала ребятам задачу, для решения которой сначала надо было определить, как называется городская церковь, поднявшись на колокольню которой можно позвонить в колокола. После этого было уже математическое задание про «диаметр юбки колокола».
На уроках Ольги Ивановны ребята могут услышать разные «нематематические» вопросы, например: «Зачем в колокол добавляли серебро?».
Все 40 задач в сборнике – авторские. Ольга Ивановна от-крывает страницу и читает задачу, которая ей очень нравится: «Телефонная связь в Иркутске в 1888 году существовала в 16 пунктах: в квартире генерал-губернатора, в квартире правителя губернской канцелярии, городского головы…».
– Задача сама по себе вроде бы математическая, тем не менее её текст позволяет ребёнку узнать что-то новое о городе, – улыбается преподаватель.
Работа над задачником шла довольно долго, рассказывает Лена: все исторические и гео-
графические данные достоверны, их нужно было сначала найти, подобрать, потом построить задачу. Пришлось покопаться в энциклопедиях, в Интернете, посидеть в библиотеке. Результат не заставил себя ждать – работа была представлена на нескольких конференциях: «Шаг в будущее», «Эврика», «С Иркутском связанные судьбы». На одной из них Лена завоевала первое место. Задачником, по словам Ольги Бычковой, уже заинтересовались учителя из других школ.
– Планируем в ближайшее время выпустить объёмный задачник, объединив работу Лены и моих студентов, – говорит Ольга.
В задачнике, кроме собственно задач, есть всё, что нужно: обращение к читателю, условные обозначения, специальные творческие задания и решения задач. Есть разные рубрики: работа с картинками, фотографиями, схемами и диаграммами, интересные факты, домашние задания в конце темы и рубрика «Из истории».
Идея исследования Сони Твердохлебовой тоже посетила её на уроках математики.
– Мы решали задачи, и я узнала интересный факт об Иркутске. Оказывается, на каждого жителя приходится только 41% от нормы зелёных территорий. Целью работы стало выяснить, всегда ли Иркутск был городом, лишённым зелёных насаждений, – серьёзно говорит ученица 7 «А», открывая презентацию своего проекта на ноутбуке. – Мы узнали, как проводилась политика озеленения Иркутска в 19 и 20 веках, что планируется сделать в ближайшее время. Первая часть исследования посвящена зелёным зонам века позапрошлого: это парк возле Спасской церкви, Интендантский сад, парк, где сейчас находится усадьба Владимира Платоновича Сукачёва, ну и Кайская роща, – перечисляет Соня. – Удалось найти карту зелёных территорий в Иркутске позапрошлого века, очень ценный экземпляр.
В процессе математических подсчётов автор проекта выяснила, что площадь города с тех пор увеличилась приблизительно в 10 раз, а зелёных территорий стало в два раза меньше. При изучении разных источников Соне удалось найти немало любопытных фактов. Например, многие парки были разбиты для любимых женщин. Некоторые из деревьев в Александровском сквере – ровесники памятника Александру III, который был установлен в 1908 году.
Рассказав вкратце о проекте, Софья показывает результат ещё одной своей исследовательской работы – иллюстрированный альбом, объясняющий происхождение некоторых математических терминов.
– Например, диаметр – «двойное измерение» в переводе с греческого, конус – «сосновая шишка», поскольку напоминает её форму. Слово «линия» происходит от греческого linea – лён, льняная нить. Альбом также помогает понять значения слов, не относящихся к математике: так, пунктуация – от латинского punctum – «точка». А можно я расскажу ещё про работу, которой сейчас занимаюсь? – спрашивает Соня. – Цель – узнать, какие архитектурные ордеры есть в Иркутске. Сейчас я обрабатываю литературные источники, смотрю, какие пропорции могли быть в ионическом, дорическом, коринфском и сложном ордерах, ещё в тосканском. Предположительно в зданиях управления железной дороги, библиотеки ИГУ можно найти примеры ордеров. Теперь задача – математически это доказать.
Задача перед Соней стоит действительно сложная, считает Ольга Бычкова: нужно придумать, как измерить здания, и определить, соответствуют ли их архитектурные элементы классическим ордерам.
Несмотря на увлечение ис-следовательской работой, девочки находят время и на другие занятия: обе учатся в художественной школе, Соня любит кататься на лыжах и коньках, этой зимой встала на сноуборд. «В свободное время люблю книжку почитать», – говорит Лена.