Радуга, отражённая в Байкале
Иркутский художник Виктор Мироненко, как говорится, умеет держать руку на пульсе быстро текущего времени. Не мог он пройти и мимо 350-летнего юбилея любимого Иркутска. Свою персональную выставку в музейной студии областного краеведческого музея художник по-святил этому знаменательному событию, а также собственному 70-летнему юбилею.
Центральное место в экспозиции занимают портреты. К историческим образам Сергея Волконского и Сергея Трубецкого, приобретённым музеем декабристов, прибавились изображения наших современников: вечного странника фотокорреспондента Владимира Колоянова, знаменитого травника Виктора Телятьева, первого губернатора области Юрия Ножикова, народного артиста РФ Виталия Венгера. В этих работах художник точно передаёт внешнее сходство портретируемого, основные черты, которые определяют не только профессию, но и характер.
Художник – мастер композиции. Он составляет её так, чтобы картина сразу обращала на себя внимание. В одних случаях – ярко, неожиданно по сочетанию предметов, в других – в зыбкой нежности красок, будто размытых в густых клубах тумана. Его пейзажи никогда не по-вторяются, передают настроение природы, переменчивость во временах года.
Виктор значит победитель. Мироненко в своём творчестве и стал таковым. Его имя известно не только в нашей области и России, но и за рубежом. Его пейзажи олицетворяют Сибирь, её суровую красоту, написанную «колючей живописью», как назвали его картины, вы-ставленные в галерее Совета Федерации в 2003 году. Тогда он получил приглашение организовать персональную выставку в Москве. Она состоялась в 2004 году, получила блистательные отзывы специалистов и многочисленных посетителей.
Свои работы мастер показывал на выставках в Германии и Китае. В составе группы художников ездил на международные пленэры в Польшу, где его, потомка сосланных на Дальний Восток поляков, принимали сердечно. Пленэр – это не только ежедневная работа, но и общение с коллегами из других стран.
С полным основанием художник может называть себя «дитя войны»: он родился утром 22 июня 1941 года. Война, несмотря на то что пришлась на младенческий возраст Виктора Мироненко, вошла в подсознание мастера, определила добрый и миролюбивый характер, стремление в творчестве запечатлеть мир.
Виктор Мироненко гордится тем, что в своё время выбрал для обучения рисованию Иркутское художественное училище, которое окончил с отличием. Со временем посчитал, что художнику, человеку мыслящему, не хватает знания литературы, умения её анализировать. Он поступил в педагогический институт, стал дипломированным филологом. Правда, от приглашений преподавать в том же педагогическом институте, ныне – академии образования, или в техническом университете отказывается: живопись стала его страстью, тем притяжением, которое занимает всё время, будит воображение в творчестве.
С женой Аллой, архитектором по специальности, он прошёл по маршруту Кругобайкальской железной дороги, рисовал этюды, компоновал отдельные детали в единый образ. Впечатлений набрал столько, что их хватило не на один год работы. Его «байкальский» период отразил величие озера, его состояние при всех проявлениях погоды: шторм и тихую гладь воды, утренний вид Байкала и его сумеречную вечернюю строгость. Крупные уверенные мазки художника в этих картинах часто переходят в нежные полутона. Умиления красотой нет, есть констатация настроения Байкала, его тяжёлой и прозрачной воды, часто отражающей цвета радуги, которые бликуют при солнечном свете.
Но Мироненко ещё и тонкий лирик. Он любит составлять композиции, собранные из трав, цветов, ветвей рябины. Расположив их брошенными на столе или помещёнными в живописную корзину, он рисует это чудо красоты, придавая ему соответствие красок, сотворённых природой. Красные ягоды, прогибающие ветви своей тяжестью, полыхают на полотне, манят откровением. Горькие ягоды у рябины, и художник передаёт эту горечь, соединённую с призывом искушения.
Удивителен сиреневый цвет багульника. В работах художника он предстаёт в своём естестве, таким, каким смотрится на вершинах скал или затаённым в глубине лесных зарослей. Багульник – предвестник весны, первое цветение природы, не успевшей до конца пробудиться от зимнего сна. Рядом может быть и цветущая верба, поражающая прозрачностью своих пушистых, похожих на солнечные зайчики цветов.
Виктор Михайлович очень ответственный человек. Если выбрал путь свободного художника, значит, надо идти по нему, веруя, что это его предназначение в жизни и осознанная необходимость. Путь творчества, который делает его счастливым.