На запасном пути
Премьер-министр рассказал о своём видении проблем национальной безопасности
«Во всём свете у нас только два верных союзника, — любил говорить своим министрам Александр III, — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас». Милитаризм? Отнюдь. Если бегло посмотреть на последние триста лет мировой истории, то мы увидим, что Российской империи, СССР, а теперь и Российской Федерации довелось повидать у своих границ не только армии ближних соседей, но и солдат самых дальних стран. В разное время нам приходилось сражаться и с европейскими державами, и с их заморскими союзниками, с оттоманской Турцией, с хищными кочевниками Средней Азии и армиями Китая, Японии.
Как в тесной коммунальной квартире, соседи по евроазиатскому континенту пристально следят за тем, что происходит у своих границ. В международной политике тонкое покрывало благих намерений скрывает наточенную сталь государственной необходимости. И как только меняются центры политического притяжения, вчерашний гегемон становится беспомощной жертвой. Поэтому в российской истории менялись вехи, политические доктрины и системы, но армия и флот всегда оставались важнейшими государственными институтами.
Содержать огромную армию непросто. Современные вооружённые силы «замораживают» огромные ресурсы: человеческие, финансовые, промышленные. Непомерный гнёт военных расходов не последнюю роль сыграл в крушении экономики Советского Союза. Сегодня Россия на поддержание обороноспособности тратит около 1,5 трлн. рублей, что составляет более 14% от всех расходов бюджета. Такую цену мы платим за свободу и независимость нашей страны.
Вооружённые силы – это ни много ни мало миллион наших граждан. Вместе с семьями, работниками оборонной промышленности, сотрудниками военных научных организаций это значительная часть населения. Поэтому неудивительно, что Владимир Путин, выступая с серией программных статей, особое место уделил проблемам безопасности и обороноспособности России.
Можно ли жить без армии?
Здесь уместен краткий экскурс в историю. Пожалуй, ни один общественный и государственный институт не перетерпел изменений такого масштаба, как российская армия и флот. По состоянию на январь 1989 года численность армии и флота СССР составляла 4,2 млн. человек. Экономические и социальные потрясения 90-х годов привели к тому, что боевая подготовка была практически свёрнута. Наиболее боеспособные части из Восточной Европы поспешно выводились в «чистое поле», а потом попадали под сокращение. Офицеры месяцами не получали денежное довольствие, и военнослужащие увольнялись десятками тысяч.
Вдобавок вооружённые силы оказались под колоссальным информационным давлением, если не сказать – травлей, со стороны средств массовой информации и российских политиков тех лихих 90-х годов прошлого столетия.
При этом 80% сухопутных войск составляли кадрированные части – то есть части в сущности небоеспособные, представляющие собой лишь организационное ядро для развёртывания полнокровных дивизий и полков во время всеобщей мобилизации. Это позволяло в разы нарастить численность армии в случае «большой войны», но на деле лишало вооружённые силы возможности оперативно реагировать на текущие угрозы. В результате, как пишет премьер-министр, в 1999 году 66-тысячную группировку «нужно было буквально собирать «по частям» – из сводных батальонов и отдельных отрядов».
В этой непростой обстановке было принято решение начать реформирование армии: «Насыщать старую структуру людьми и техникой было бессмысленно: на это не хватило бы никаких ресурсов – ни финансовых, ни человеческих. Главное – она не отвечала не только перспективным, но и современным требованиям».
Старая, громоздкая структура вооружённых сил подразумевала, что для подготовки соединения к боевым действиям потребуется не менее пяти суток, а развёртывание всех вооружённых сил по штатам военного времени требовало почти год. Между тем сегодня множество вооружённых конфликтов длится от нескольких часов до нескольких дней.
«Полки нового строя»
Кто же защищает нас сейчас? Вместо частей сокращённого состава развёрнуто более 100 общевойсковых и специальных бригад, полноценных боевых соединений, укомплектованных личным составом и техникой. Норматив их подъёма по тревоге – один час, переброска на потенциальный театр боевых действий – сутки.
Реформа вызвала неоднозначную реакцию как в обществе, так и в армии. Сокращение численности и изменение пунктов дислокации шло, как говорится, по живому – это десятки тысяч судеб, нарушенных жизненных планов. Звучали обвинения в том, что сокращение армии преступно, а новая структура управления войсками – абсурдна. Тем не менее в августе 2008 года Российская армия эффективно провела операцию по принуждению Грузии к миру и защитила народы Южной Осетии и Абхазии. Боевой опыт подтвердил: вооружённые силы сохранили управляемость, приобрели мобильность и способны решать поставленные задачи при штатной численности подразделений.
Наряду с мерами по повышению боеготовности подразделений была реализована программа по исполнению социальных обязательств. В 2007 году было принято решение по реформированию и существенному повышению денежного довольствия и военных пенсий. С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих выросло практически в три раза. Пенсии всех военных пенсионеров, независимо от их ведомственной принадлежности, повышены с 1 января текущего года сразу в 1,6 раза. В дальнейшем военные пенсии будут ежегодно повышаться, причём не менее чем на два процента сверх уровня инфляции.
Начато решение жилищной проблемы. С 2000 года в среднем военнослужащим предоставлялось до 25 тысяч квартир в год. По президентской программе «15+15», реализованной в 2006–2007 годах, военнослужащим дополнительно предоставлено ещё порядка 20 тысяч квартир в тех регионах, где жилищная проблема была наиболее острой. В 2008–2011 годы только для военнослужащих Минобороны было приобретено и построено уже порядка 140 тысяч квартир для постоянного проживания и 46 тысяч служебных квартир. Ожидается, что до конца 2012 года в полном объёме будут обеспечены квартирами военнослужащие, которые в 90-е годы были уволены без жилья и сейчас стоят в муниципальных очередях. Полностью квартирная проблема будет решена к 2014 году.
Взгляд в завтра
Какая же армия сегодня нужна нашей стране? Как и прежде, главным аргументом для сдерживания широкомасштабной агрессии останется ядерный потенциал. Большое значение будут иметь военные возможности в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства. Возрастает роль высокоточных неядерных средств поражения, реальной угрозой становится оружие, основанное на новых физических принципах: лучевое, геофизическое, волновое, генное, психофизическое. Это значит, что вооружённые силы, спецслужбы и другие силовые структуры должны быть подготовлены к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы.
В перспективе планируется, что армия будет состоять в основном из «контрактников». Уже к 2017 году количество призывников будет составлять 30% от общей численности военнослужащих.
Важно, что Российская армия должна быть оснащена отечественным оружием. Заказы оборонно-промышленного комплекса должны дать мощный толчок развитию металлургии, машиностроения, химической и радиоэлектронной промышленности, а также информационных технологий и телекоммуникаций. На эти цели выделено порядка 23 триллионов рублей.
Публикация статьи Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» вызвала активное обсуждение как в армейской среде, так и среди тружеников оборонно-промышленного комплекса.
«Фактически отечественные оборонные предприятия за последние 30 лет пропустили несколько этапов модернизации. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки решить целый комплекс взаимосвязанных задач, – считает генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев. – Это формирование научно-технического задела, разработка и освоение технологий для развития производства по выпуску конкурентоспособной продукции. Необходимо обеспечить кратное увеличение поставок техники, отвечающей всем требованиям времени. Обновление ОПК должно стать локомотивом в развитии других отраслей экономики».