Потребительский спрос на жалобы
Количество недовольных некачественными товарами и услугами выросло на треть Количество недовольных некачественными товарами и услугами выросло на треть Количество недовольных некачественными товарами и услугами выросло на треть
В прошлом году иркутяне подали 3826 жалоб на некачественные товары и услуги. Это почти на треть больше, чем в 2010 году. Основная часть претензий относится к сфере торговли. На сегодняшний день для обращения в суд подготовлено 46 исковых заявлений. Материальный и моральный вред по искам в защиту нарушенных прав потребителей составляет около 2,1 миллиона рублей, об этом на пресс-конференции сообщил начальник отдела защиты прав потребителей Виктор Низовцев.
По итогам прошедшего года в Иркутской области зафиксирован резкий рост количества жалоб на некачественные товары и услуги. В 2011 году в отдел защиты прав потребителей департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска поступило 3826 устных и письменных обращений потребителей.
В основном от жителей Приангарья поступали жалобы на неисполнение договоров купли-продажи на условиях предварительной оплаты, по договорам бытового подряда на изготовление мебели. Так, за минувший год неоднократно иски предъя-влялись ООО «МТК». Фирма бралась на условиях стопроцентной предоплаты исполнить обязательства по передаче дорогостоящей мебели и встроенной техники. В среднем один заказ стоил около полумиллиона рублей. Однако по истечении срока, указанного в договоре, мебель и техника так и не переходили в руки покупателей. «В феврале–марте прошлого года к нам в отдел пошли первые пострадавшие граждане. Мы сразу же обратились в суды в связи с тем, что не было исполнено обязательство. Далее ситуация только ухудшалась. Все судебные решения закончились удовлетворением исковых требований потребителей. Но, насколько известно, исполнительное производство по этим решениям – пока вопрос открытый», – пояснил Виктор Низовцев.
Кроме ООО «МТК», ещё целый ряд индивидуальных предпринимателей, среди которых ИП Пучкова Н.Б., ИП Краснова С.А., ИП Веретенин В.В., ИП Сутурин В.М., неоднократно, по словам Низовцева, был отмечен в жалобах иркутян. Все они не выполняли условия договоров купли-продажи на условиях предварительной оплаты, бытового подряда на изготовление мебели, а также строительства теплиц и других строений на садовых участках.
В 2011 году выросло количество обращений потребителей в сфере туризма, не сумевших вернуть деньги за купленные ранее туры. В основном люди просто боялись ехать за границу, где проходили гражданские войны, акции протеста оппозиции или были замечены случи нападения акул на отдыхающих. «Такие серьёзные обстоятельства мешали людям выехать, даже ставили крест на путешествии. Туристы теряли деньги, поэтому обращались к нам. Должен сказать, что норма закона, которая даёт потребителю право в любой момент отказаться от услуги, но при этом обязывает оплатить фактические расходы другой стороны, играла против туристов, против потребителей. Фирмы, как правило, выставляли стопроцентные расходы, которые они понесли. Попытки граждан ссылаться на рекомендации МИДа не посещать какие-либо страны тоже не давали защиты потребителям», – рассказал Виктор Петрович.
Хотя по сравнению с 2010 годом в 2011-м количество обращений в отдел защиты прав потребителей увеличилось на 29%, Виктор Низовцев не считает, что основной причиной сложившейся динамики является ухудшение качества товаров и услуг. Как отметил начальник отдела, рост числа жалоб связан с расширением возможностей обратиться к правозащитникам посредством телефона, электронной почты, сайта. Большую часть консультаций иркутяне получали по телефону, в письменном виде было принято только 108 жалоб и заявлений. В каждом втором случае при содействии отдела требования потребителей удовлетворены в досудебном порядке, при этом потребителям выплачена суммарная денежная компенсация в размере 337,2 тысячи рублей, пояснил Виктор Низовцев. Остальным рекомендовано обращаться за судебной защитой. Всего подготовлено для обращения в суд 46 исковых заявлений. Суммарный материальный и моральный вред по искам в защиту нарушенных прав потребителей составляет около 2,1 млн. рублей.