Всё поделить
Потенциальные участники РКЦ решают, как эффективнее распределять не только коммунальные платежи, но и доли в проекте
Городской информационный расчётный центр для расщепления коммунальных платежей появится только во втором полугодии 2012 года. По замыслу авторов проекта, специалисты центра будут рассчитывать коммунальные платежи, вести информационную и разъяснительную работу с иркутянами, при этом организация не будет финансироваться из городского бюджета. Но появление центра сдерживается тем, что создатели проекта – городская администрация, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании – не могут поделить «сферы влияния» и определиться, на кого ляжет инвестирование, а кто возьмёт на себя текущие расходы.
Разговоры о создании центра заинтересованные структуры вели давно. К этому подстёгивали некоторые проблемы. К примеру, деньги населения не всегда в полном объёме попадают к поставщикам ресурсов, соответственно, у ресурсоснабжающих организаций растёт кредиторская задолженность. Также случается неправильное начисление платежей, отсюда – огромное количество жалоб от жителей, которые доверили содержание своего дома управляющим компаниям. Власти Иркутска выступили с инициативой о создании такого городского расчётного кассового центра (РКЦ) осенью прошлого года. Идею поддержали и энергетики, и управляющие компании. В конце прошлого года на одном из заседаний городской Думы депутаты даже выделили здание, в котором должна была расположиться новая организация.
Однако создать центр оказалось сложнее, чем думалось. «Нюансов очень много, поскольку это связано с финансовыми потоками, а деньги на законодательном уровне должны чётко регламентироваться, – заметил в беседе с «Сибирским энергетиком» вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов. – Сегодня это возможно только по доброй воле, мы как городская власть не можем принудить перейти на «расщеплёнку» все управляющие компании. Они должны сами изъявить такое желание».
В Иркутске на 7,5 тыс. многоквартирных домов приходится 39 управляющих организаций. На долю пяти крупных компаний – Восточной ЖКС, Северной ЖКС, Западной ЖКС, Южной ЖКС и Сибирской управляющей компании – приходится 70% этого фонда. «Если из них 4 – 4,5 тысячи домов будут согласны включиться в систему расщепления платежей, то можно будет создавать РКЦ», – говорит Дмитрий Разумов.
«Для нас принципиально важно, чтобы срок с момента поступления денег к ресурсообеспечивающей организации был минимальный – всего один час, – отметил Дмитрий Разумов. – При этом для людей абсолютно ничего не изменится, они продолжат платить по квитанции в банке, но как только деньги будут поступать на транзитные счета, их сразу же будут переводить поставщикам ресурсов. А сейчас система работает так: управляющая компания сама решает, когда заплатить ресурсоснабжающей организации, сколько заплатить и, в некоторых случаях, платить ли ей вообще».
По мнению Дмитрия Разумова, причина всех этих проблем в том, что на рынке появляются недобросовестные игроки: собирают у населения средства и исчезают. Таких прецедентов в Иркутске немало. Однако это не единственное препятствие на пути к созданию РКЦ. По словам вице-мэра, организация центра – это добровольное мероприятие, и очень важно найти баланс интересов между управляющей организацией и ресурсообеспечивающей.
В счетах, которые получает население за тепло и горячую воду, 60 – 65% приходится на услуги энергокомпании. «Не все УК платят вовремя: либо платежи до нас доходят по остаточному принципу, поскольку УК свои затраты закрывают в первую очередь, либо коммуналку собирают не очень активно», – отметил заместитель генерального директора по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. В настоящее время задолженность УК перед ресурсоснабжающими организациями составляет около 200 млн. рублей, и это только в секторе ЖКХ Иркутска. Ровно половина задолженности из этой суммы – долг УК «Приморский». Ещё 80 млн. рублей – задолженность УК «Сибирская», на остальные компании приходится 20 млн. рублей.
Поэтому «Иркутскэнерго» намерено не просто наблюдать за созданием центра, но и участвовать в этом процессе. Хотя в компании признают, что пока нет понимания о формате участия в проекте. Так, к примеру, по мнению Дмитрия Разумова, центр должен быть стопроцентной муниципальной собственностью. «Никто не борется за долю, все борются за ответственность и влияние: кто больше прилагает усилий и даёт денег, у того больше прав и индульгенций, – сказал чиновник. – Конечно, было бы идеальным вариантом, если бы вышли изменения в Жилищном кодексе, где прописано, что муниципалитет организует центры расщепления платежей. А пока мы можем найти консенсус».
Иной структуру уставного капитала видят энергетики. «Мы претендуем на одну треть уставного капитала центра, поскольку сумма счёта на 70% состоит из поставок нашего ресурса», – привёл довод Олег Причко. Такие же доли должны иметь муниципалитет и управляющие компании.
Исполнительный директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек также считает, что акции РКЦ должны быть поделены пропорционально между всеми участниками рынка. Но, по его мнению, РКЦ должен заработать только после принятия федерального постановления, которое регламентирует порядок расщепления платежей. «Сейчас законодательно не определён центр расщепления платежей: не ясно, должен это быть банк либо муниципальное учреждение, – отметил Михаил Дамешек. – Второй принципиальный вопрос – за счёт чего этот центр будет финансироваться, ведь УК не имеют дополнительных ресурсов оплачивать ещё какую-то структуру».
«Мы ставили себе задачу запустить РКЦ в январе, но сейчас становится очевидным, что без достижения компромисса всеми участниками процесса двигаться дальше нельзя», – сказал Разумов.