Разговор начистоту
Владимир Путин рассказал, что он думает о демократии
Время выбирать сердцем прошло. Сегодня избирателю предлагается подумать головой. Или не предлагается – в зависимости от того, в каком ключе ведёт избирательную кампанию кандидат. Например, Владимир Жириновский или Геннадий Зюганов избегают вторгаться в интеллектуальную сферу, предпочитая использовать громкую риторику и отработанные приёмы из арсенала прошлых лет. Удивительно, но именно Владимир Путин, которого политологи тоже нередко упрекают в пристрастии к популистским «красивым» приёмам вроде полётов на истребителе, предложил своим избирателям интеллектуально насыщенную повестку, открыв дискуссию о месте России в современном мире.
Хочу вам откровенно сказать…
В цикле программных статей Владимира Путина, с которыми он обратился ко всем гражданам России, статья «Демократия и качество государства», опубликованная в газете «Коммерсантъ», занимает особое место. Это и прямой ответ недовольным, и краткий курс новейшей отечественной истории, и попытка оценить, что сделано и что ещё только предстоит сделать.
Исторический экскурс оказался необходим. Совсем недавно казалось, что уроки девяностых никогда не будут забыты. Но прошло лишь десятилетие, и многое уже приходится восстанавливать в памяти. А для вступившего в самостоятельную жизнь поколения конца восьмидесятых слова «Горбачёв», «демократизатор» или, например, «Сумгаит» и вовсе ничего не значат. Поэтому разговор о демократии премьер вынужден начинать с азов: с того, как распад советской командно-административной системы и переход к народовластию закончился огромными социальными издержками и произволом олигархов. Итог – устойчивое недоверие большой части населения к самому понятию «демократия» и нежелание участвовать в общественной жизни во всех её формах.
Путин оценивает то, что сделано. Он напоминает, что после шоковых девяностых общество чётко сформировало основные запросы: право на труд, возможность трудового заработка, право на бесплатное лечение, право на образование детей. Власть сконцентрировалась на решении этих задач и их решала. Автор статьи приходит к парадоксальному выводу: протестный накал и выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния – это результат его же собственной работы как президента. Решив свои насущные проблемы, часть населения созрела для участия в управлении государством, и причина возникших трений в том, что на каком-то этапе качество государства отстало от качества развития институтов гражданского общества.
Чтобы устранить этот дисбаланс, Путин предлагает поискать новые механизмы участия человека в общественной жизни. Такие, например, как общегражданское обсуждение законопроектов, оценка действующих законов и эффективности их применения. Вовлечь общество в процесс управления государством помогут увеличение количества саморегулируемых организаций и краудсорсинг – обсуждение законопроектов в Интернете. Помимо новаций, которые подходят в рамки определения «интернет-демократия», Путин предлагает вернуться к выборам губернаторов.
Но первостепенное значение Путин придаёт именно местному самоуправлению, которое должно стать в полной мере финансово состоятельным. В качестве первоочередной меры он предлагает передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса.
Получить новое «государственное сознание» премьер надеется, реализовав семь пунктов. Это разрыв связки «власть-собственность», внедрение зарубежной практики, конкуренции государственных администраторов, переход к стандартам госуслуг нового поколения, внедрение новой системы оплаты труда государственных служащих и, наконец, развитие института омбудсменов – уполномоченных по правам человека. Обязательными элементами новой России должны стать снижение уровня коррупции и новая судебная система.
Даже столь беглый обзор новаций, содержащихся в предложениях Владимира Путина, позволяет сделать вывод, что властные механизмы претерпят значительные изменения.
Приглашение к диалогу
Какие бы цели ни ставил перед собой премьер, готовя свой цикл статей, одна из них, несомненно, уже достигнута: в обществе развернулась широкая дискуссия, опубликованные материалы вызвали интерес не только у узкого круга, который можно отнести к экспертному сообществу, но и у широких масс неравнодушного населения. И с этой точки зрения особенно интересно, как информация, заложенная в статьях, декодируется на местах. Какие сигналы поняли представители муниципального сообщества?
Председатель Думы Иркутска Андрей Лабыгин отметил, что Путин «предлагает цивилизованный порядок дискуссий. Это не выступления на митингах, где каждый заряжен на свою правду и не слышит других. В этой программной статье я услышал призыв к диалогу, а для себя отметил тот факт, что премьер-министр даёт посыл представителям всех уровней власти идти на диалог с бизнесом и гражданским обществом».
Для России абстрактное программное мышление нехарактерно, а вот традиция формулировать ключевые идеи в яркой полемической форме существует уже почти столетие.
«Премьер-министр России Владимир Путин предложил интернет-сообществу включиться в процесс формирования гражданского общества не на словах, а на деле. «Активное право» – это реальная формула «критикуя – предлагай», – считает депутат Государственной Думы, секретарь политсовета Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» Сергей Тен. «В Интернете много популизма и негатива в отношении действующей власти и парламентского большинства, но мало конкретных предложений и конструктивного диалога», – заявляет парламентарий. Он отметил, что проекты, в которых интернет-демократия встраивается в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии, уже существуют.
Например, в Иркутской области Сергей Тен инициировал проект создания сайта «Иркдор», на котором пользователи Интернета могли указать места, где необходим капитальный ремонт дорожного покрытия или пешеходного тротуара. «С июня 2011 года сайт посетили 8481 человек, на интерактивной карте появились 740 меток по всей области, – рассказал депутат. – 23 замечания были устранены в течение 2011 года, ещё пять проблем будут решены в 2012 году после проведения работ по устранению допущенного в прошлом году брака». «Это первый шаг к возможности гражданам самим формировать законодательную повестку и отстаивать свои приоритеты», – заключил Сергей Тен.
Руководитель Иркутского регионального отделения ассоциации «Голос» Алексей Петров видит в статье «Демократия и качество государства» «руку» Дмитрия Медведева. Действительно, в тексте масса либеральных идей, которые больше подходят традиционному имиджу действующего президента. «Власти признались, что ошиблись, введя партийную систему на выборах в местные Думы, и отменили назначение сити-менеджеров, которое является «убийством» для местной демократии. Думаю, что в 2014 году Иркутская городская Дума будет избираться уже по-новому. Местное самоуправление теперь будет возвращено гражданам и выйдет из вертикали, в которую её вкрутили», – считает Алексей Петров.
Статья «Демократия и качество государства» адресована самой широкой аудитории. Неудивительно, что что-то «своё» в ней может найти каждый. Вне зависимости от предвыборного контекста она уже попала в скрижали истории. Впервые за десятилетие власть внятно артикулировала своё представление о будущем России, захотела стать понятной и даже, может быть, близкой. А вот насколько это у неё получилось, покажут результаты голосования 4 марта.