Глобальные проекты обсудили на заседании градостроительного совета при губернаторе
«Пришло время проводить выездные градостроительные советы», – заявил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, открывая заседание градсовета, которое прошло в здании будущей областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского. Трудно судить, насколько готова «Молчановка», потому что экскурсия по объекту не входила в планы руководства региона. Однако в вестибюле уже было тепло, светло и стояли вполне приличные столы и стулья. А недели через две планируют сделать водоотведение.
На первом выездном градсовете обсуждали вполне глобальные проекты. Первый из них назывался «Вокзальная революция», второй – «Будущее Листвянки». Наконец, третьим пунктом повестки заслушали новую информацию о проектировании и строительстве торгово-развлекательного комплекса с подземными парковками и музеем авиации в историческом квартале «Иркутская слобода».
Проект «Вокзальная революция» предусматривает трансформацию иркутского железнодорожного вокзала в мультитранспортный узел с обустройством прилегающей территории. Объёмы задач поражают воображение. Кроме того, что сюда планируется перенести автовокзал, будут и другие масштабные изменения. Например, площадь у вокзала планируется сделать пешеходной, а движение автотранспорта перенести, оставив только трамвайную линию. Само здание старого вокзала сохранится, но оно наверняка потеряется рядом с новыми постройками. Согласно проекту, новое строительство составляет 141 тыс. квадратных метров. Из них 40 тыс. квадратов – офисные помещения, 14 тыс. – гостиница на 400 мест, 80 тыс. – торгово-развлекательный центр.
Парковка на 200 мест расположится на втором уровне, внизу разместится автовокзал. Кроме того, предусматривается строительство коммерческих подземных паркингов. Картину довершает пассажирская канатная дорога, которая должна соединить «постреволюционный» вокзал с центром города, а затем с районом ИрГТУ. Планируется перенести местную поликлинику и почту, расселить частный сектор, а озеленение увеличить в несколько раз.
Весь проект оценивается в 11,5 млрд. рублей, из них 7,3 млрд. – частные инвестиции, 2,7 млрд. – федеральные, 1,5 млрд. – средства регионального и местного бюджетов. Окупаемость для коммерческих организаций должна составить 7-8 лет, для регионального бюджета – 13 лет. Реализовать проект можно будет к 2022 – 2025 годам. Первым этапом предполагается реконструкция самого вокзала, строительство павильонов дальнего следования и пригородного сообщения, реконструкция улицы Челнокова и инженерных сетей. Строительство торгово-развлекательного центра, офисов и гостиниц отнесено ко второму этапу.
На вопрос губернатора «А в чём изюминка вашего проекта?» докладчик – заместитель генерального директора Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Сергей Бычков ответил, что такой фишкой, кроме канатной дороги, может стать аквапарк. Благо, что Ангара близко, а воду можно брать и не питьевую.
– Рядом находится объект мирового наследия «Глазковский некрополь», который вдвое старше египетских пирамид. Революция ему не повредит? – поинтересовался губернатор.
Руководитель областной службы охраны объектов культурного наследия Виталий Барышников заявил, что проект согласован с его ведомством и не представляет угрозы для уникального археологического объекта.
– Все памятники будут сохранены, в том числе здания самого вокзала, железнодорожного лицея, церкви, поликлиники, – пообещал Виталий Барышников. – Я уверен, во время поисковых работ мы найдём новые артефакты. Предлагаю включить в проект также строительство музея археологии. Он привлечёт туристов не только нашей страны, но и мира.
– Мы близки к вокзальной революции. Пусть она свершится, – несколько высокопарно закончил свой доклад Сергей Бычков. Впрочем, на этом разговор не закончился и Бычкову ещё долго пришлось отвечать на вопросы.
– Может быть, я чего-то не понимаю, но зачем нам канатная дорога? – поинтересовался спикер городской Думы Андрей Лабыгин.
– Нужно подумать, как мы увяжем новый вокзал и правобережную часть города, – заметил вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. – По-моему, отдать 80 тысяч квадратных метров под строительство торгово-развлекательного центра – это слишком много. У нас просто населения не хватит, чтобы это всё заполнить.
– Очень точные оценки прозвучали, – поддержал губернатор. – Проект возможен, но не таких циклопических масштабов. Нужно доработать проект и вернуться к его рассмотрению на следующем заседании градсовета в апреле.
В апреле решится и будущее Листвянки. Согласно проекту, который представил мэр Иркутского района Игорь Наумов, посёлок должен превратиться в туристическую Мекку. Листвянка будет приращивать прибрежную зону путём «выхода в море». После запуска Иркутской ГЭС в 1960-х годах уровень Байкала поднялся на метр, и посёлку пришлось отступить.
Центральную улицу Горького планируется сделать четырёхполосной, вдоль набережной обустроить тротуар и велосипедную дорожку, возвести гостиницы и административные здания. Правда, в проекте были представлены вполне современные красавцы из стекла и бетона. В старинном сибирском посёлке они смотрятся не менее чужеродно, чем диковинные замки, которыми уже «прославилась» Листвянка.
– Стеклом и бетоном мы никого не удивим, – прокомментировал «картинку» губернатор. – Мы удивим всех, если представим среду 19-го – начала 20-го века. Кстати, что вы планируете делать с уже имеющейся хаотичной застройкой?
– Ну, у нас есть два способа: при-
клеить новые обои или закрыть дырку на обоях, повесив на неё картину, – философски ответил Игорь Наумов. – Мы можем только попытаться договориться с владельцами, чтобы они привели свою собственность в более приличный вид. Ещё можно попытаться как-то «закамуфлировать» эти замки, построив рядом другие здания.
Центром основного строительства планируется сделать Падь Крестовую. Жилой квартал будет построен в посёлке Никола.
– Вернуть то, что когда-то у нас забрал Байкал, это нормально, – прокомментировал проект директор Байкальского музея СО РАН Владимир Фиалков. – Когда-то на побережье были ещё две улицы. Но зачем разворачивать строительство в Пади Крестовой? Издавна люди опасались там селиться, потому что жить в этом месте плохо и холодно из-за постоянных ветров и повышенной влажности. Сколько можно воевать с природой? Давайте учиться встраиваться в неё.
Владимир Фиалков предложил вести строительство на прибрежных горках, как это сделано в Сочи. Кстати, такой способ удешевит строительство коммуникаций. Проект предусматривает прокладку новых сетей в одном тоннеле, как это сделано в «Иркутской слободе».
От Иркутска до Пади Крестовой планируется запустить скоростной трамвай, до Больших Котов – построить автодорогу.
Кстати, впервые подсчитан порог человеческого присутствия, который не повредит окружающей природе. Судя по цифрам, приведённым Игорем Наумовым, это 12 тысяч человек, из них 4 тысячи – непосредственно население посёлка, остальное – туристы.
Владимир Фиалков предложил создать в прибрежной зоне музей с подводным залом. Тогда Листвянка сможет выполнять ещё и образовательную функцию. Это вполне увязывается с общей идеей проекта, который предполагает развитие делового всесезонного туризма. Предполагается также строительство Центра водных ресурсов.
Последним вопросом в повестке дня стала «Иркутская слобода», а точнее – изменения в проекте её строительства. Именно он вызвал больше всего вопросов. Дело в том, что при реализации проекта торгово-развлекательного центра инвесторы представили свои возражения. По их мнению, первоначальный проект не принесёт ожидаемой коммерческой выгоды. Чтобы получить дополнительные торговые площади, предложено отказаться от амфитеатра. Это решение позволит проектировщикам «встроиться» в большое атриумное пространство.
«Отказавшись от амфитеатра, мы получим два равнозначных этажа, интересных для инвестора», – заметил директор фирмы «СТБ-проект» Андрей Белопольский. Отказ от амфитеатра, по мнению разработчиков, вполне оправдан, ведь использовать в зимнее время его невозможно, да и летом эксплуатация таких сооружений представляет трудности. Его отсутствие для горожан должна компенсировать летняя сцена по типу тех, которые существуют в Краснодаре и Сочи. Правда, разработчики не уточнили, насколько корректно сравнивать Сибирь с Черноморским побережьем.
Зато нам предлагают построить в историческом квартале многофункциональный центр, который будет подобен французскому Лувру. В этом центре «поселятся» известные европейские бренды. Достойным завершением для европейского великолепия станет неправильная пирамида из стекла, под которой разместится музей авиации и воздухоплавания.
Противоположную позицию заняла вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева. Правда, она не присутствовала на заседании лично, но выразила своё мнение в письменном виде: «Как один из авторов, считаю своим долгом заявить о несоответствии строительства торгового комплекса концепции исторического квартала, представленной неоднократно иркутской и российской общественности и получившей высокую оценку».
Дмитрий Мезенцев предложил рассмотреть другие варианты изменения проекта, которые позволят совместить коммерческие интересы и при этом не нарушать концепцию квартала. На этой неделе пройдёт специальное совещание, посвящённое «Иркутской слободе».
Кстати, губернатор заявил о том, что на территории слободы появится воссозданный биплан начала XX века практически в натуральную величину. Самолёт «Илья Муромец», который выпускался на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге в 1913–1918 годах, для исторического квартала делает Иркутский авиационный завод. Биплан использовался во время Первой мировой войны, а затем служил в основном для перевозки пассажиров.