Угонный вал
Иркутскую область накрывает волной краж автотранспорта
Каждый день в крупных городах Иркутской области угоняют несколько десятков машин. Регион находится на пятом месте в России по количеству регистрируемых заявлений о пропаже автотранспорта, и число таких преступлений постоянно растёт. Технические новинки, перед которыми сигнализации большинства авто оказываются бессильны, позволяют «открывать все двери». Половину личного транспорта воруют для так называемого криминального возврата, который процветает в Иркутске и Ангарске. Ещё часть машин легализуют, остальные теряются практически безвозвратно. Об особенностях «автобизнеса» по-иркутски «Конкуренту» рассказал начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт управления уголовного розыска ГУ МВД по Иркутской области Александр Полежаев.
Хитроумные схемы и банальный возврат
В прошлом году в Иркутской области было заведено 1640 уголовных дел о краже автотранспорта. Сотрудники полиции разыскали 265 машин, а половина от всего украденного пошла на криминальный возврат. Сегодня он оказывается наиболее выгодным для угонщиков: цена выкупа иномарки потерпевшим составляет примерно треть от её стоимости. При этом уголовная ответственность за него не предусмотрена, эти действия невозможно квалифицировать ни как вымогательство, ни как принуждение к сделке. Самыми популярными среди украденных машин в целом и машин, за возврат которых требуют вознаграждение, являются Toyota 2000–2005 годов выпуска. По статистике на их долю приходится половина всех преступных посягательств: таких машин много, качественных штатных иммобилайзеров у них нет, а действующую сигнализацию легко «открывают» «код-грабберы». Это устройство, похожее на брелок, на чёрном рынке стоит около ста тысяч рублей и позволяет нейтрализовать 95% существующих сигнализаций, его ношение также не является преступлением.
Криминальный возврат, с которым в силу несовершенства законодательства полиция практически не в состоянии бороться, является простым и поэтому самым распространённым среди воров. Реже встречаются случаи легализации автомобилей, для которой применяют хитроумные схемы. С простыми «Тойотами» этого не случается, махинации обычно проворачивают с дорогостоящими машинами. Только в прошлом году в Иркутске были изъяты 30 автомобилей Lexus, BMW, Porsche Сayennе, Volkswagen Touareg, Toyota Land Cruiser, Audi Q7. Все они были объявлены в розыск в Москве или Санкт-Петербурге и в Иркутск поступили по налаженным каналам. Среди иркутских автоугонщиков также распространена схема работы «под двойника». «Берётся автомобиль в Иркутской области, например чёрный Land Cruiser 200. Ездит он в городе Братске, у него существует госномер. В другом регионе подбирается такой же чёрный автомобиль и похищается. Изготавливается фальшивый номер, у машины перебиваются номерные агрегаты, и получаются два автомобиля-двойника: один ездит в Братске, другой – в Иркутске», – описывает Александр Полежаев. «Двойники» могут кататься долго: при проверке документов определить на глаз качественную подделку невозможно, однако за минувший год в регионе было изъято 16 таких машин.
Кроме этого в Иркутске действуют преступные группы, похищающие автомобили на заказ. К их услугам прибегают владельцы разбитых машин. В случае если все документы на покорёженное в ДТП авто в порядке, угонщикам «заказывают» такое же, только целое. Купить его можно в несколько раз дешевле, и после перебивки номерных агрегатов оно уже ничем не отличается от старого. Распространены и случаи мошенничества, когда под предлогом угона собственники машин пытаются разжиться деньгами. Некоторые граждане, попавшие в ДТП, хотят получить выплаты по страховке от угона и для этого заявляют в полицию.
В большинстве таких случаев разбитые машины находятся настолько быстро, что органы не успевают возбудить уголовное дело за ложный донос. Однако в Иркутской области в прошлом году были зафиксированы два случая страхового мошенничества с дорогостоящим автотранспортом. С каждым годом цена купленного, например, за миллион нового автомобиля падает, и срок страховки на приличную сумму подходит к концу. Тогда мошенник продаёт машину за треть цены, выдерживает определённое время и подаёт заявление о краже. Если иномарка не находится, то через два месяца владелец получает свой миллион рублей страховки.
Случаются в работе полиции и курьёзы, когда автовладелец просто забывает, где оставил машину. Такое происходит около крупных торговых центров с несколькими входами, и только после объявленного «Перехвата» обнаруживается, что машина спокойно стоит в нескольких метрах у соседнего входа.
Облегчили жизнь
По сравнению с 2010 годом количество краж авто в Иркутской области увеличилось на несколько сотен. Александр Полежаев объясняет это либерализацией законодательства. В апреле прошлого года новый техрегламент, принятый МВД РФ, упростил процедуру постановки транспортных средств на учёт. Если раньше автомобиль с перебитым номером двигателя поставить на учёт было невозможно, то сейчас сотрудники ГИБДД его уже не проверяют. Авторы поправок в законопроект аргументировали это тем, что у большинства подержанных иномарок прочесть затёртый номер практически невозможно. «Автомобили стало безопаснее легализовывать, когда двигатель просто «перебивается» под похищенное ранее ПТС или регистрацию. К тому же, по оперативной информации, сейчас стали больше платить за машины, которые сдают на запчасти. Если раньше автомобиль ценой в триста тысяч рублей принимали всего за тридцать тысяч, то сейчас – уже за сто», – констатирует Полежаев.
Значительно облегчает жизнь криминалитету и Уголовный кодекс. Кража и угон, который определяется как «неправомерное завладение без цели хищения», квалифицируются по-разному. При этом доказать, что при завладении автомобилем злоумышленники собирались его ещё и похитить, достаточно сложно. Поэтому многие задержанные с поличным наказываются за угон, санкция по которому предусматривает более мягкое наказание. В прошлом году в Иркутской области были задержаны восемь преступных групп от двух до пяти человек, на счету которых было до двадцати четырёх преступных эпизодов. Часть осуждены, часть отпущены под подписку о невыезде. Основная масса автоугонщиков — молодые люди 1985–1986 годов рождения, в большинстве не имеющие судимости. Максимум, что грозит в таком случае за кражу автомобиля, — два-три года. Такое небольшое наказание, как правило, не идёт им на пользу, они освобождаются и продолжают заниматься тем же ремеслом.
Иркутская область занимает пятое место в России по количеству заявлений о краже автотранспорта. Обгоняют регион в этом списке только Москва, Московская и Ленинградская области и Приморский край. На местах с распространением преступности пробуют бороться разными способами. В частности, ГУ МВД по Иркутской области объявило профилактическую акцию «Береги автомобиль». Для автовладельцев подготовлена многостраничная брошюра, в которой собрана статистическая информация об угонах, даны рекомендации, как обезопасить автомобиль от посягательств. Планируется, что в феврале её разместят на сайте ведомства, а также распространят среди страховщиков и фирм, устанавливающих охранные комплексы. В ближайшее время в Сети также появится «карта угонов», на которой можно будет увидеть, какой район в данный момент является самым опасным с этой точки зрения. Однако лучшей профилактикой краж может стать только распространение страхования, считает Александр Полежаев. Кроме того, отмечают специалисты, сегодня существует техническая возможность для похищения любого автомобиля, поэтому самым безопасным местом остаётся охраняемая парковка – в прошлом году оттуда не было украдено ни одной машины.