издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы все тут – экстремисты»

Митинг «За честные выборы» 4 февраля собрал, по разным данным, от 250 до 500 сторонников. И организаторы, и их противники констатировали: за месяц до выборов президента гражданская активность несколько упала. А организаторам нагонять цифры уже скучно. «Хватит прыгать на улицах», – бодро говорят они.

Тонированная иномарка

«Вы на митинг? – довольно дружелюбным голосом интересуется сержант из оцепления. И тут же добавляет привычной скороговоркой: – Рюкзак покажите, колющие-режущие есть?» Осмотр отнимает секунд десять: показать содержимое термоса и футляра для очков полицейский не требует, равно как и вывернуть карманы, где лежат ключи и сотовый телефон, на которые металлодетектор тут же реагирует громким писком. Полицейские очень дружелюбны и даже веселы. «Рядовым сотрудникам полиции скажите спасибо через газету», – просили митингующие.

Впрочем, накануне нескольким активистам встреча с силовиками не показалась такой уж приятной.  Организатора митинга Андрея Бойко (от его имени подавалось заявление в мэрию) сотрудники правоохранительных органов попросили «проехать с нами» прямо с работы. С Бойко провели беседу на предмет правильного поведения митингующих и отпустили.  

Несколько активистов были задержаны  на трамвайной остановке на улице Ленина. Причина, озвученная ГУВД, стала известна сразу же  – незаконная расклейка листовок на территории Кировского района. 

«Мы пришли»

Поначалу могло показаться, что желающих побороться за честные выборы к февралю сильно поубавилось. За десять минут до начала мероприятия людей на площади можно было пересчитать по пальцам (если, конечно, задействовать ноги). Но положение исправилось довольно быстро: к 14.10 площадь оказалась заполнена примерно наполовину. «В 1,1-миллионной Иркутской агломерации вышли на митинг 300 человек», – объявили официальные СМИ. 

Организаторы митинга настаивают, что на площади было 400–500 человек, а на шествии – 700–800. «Посчитали просто: колонна растянулась примерно на 300 метров, шли люди, если вы видели фото, по три человека в ряд, мы взяли в среднем, что между тройками шагающих было около метра. Получается около 700–800 человек», – говорит один из активистов «Гражданского Иркутска» Александр Канторович. На вопрос «Конкурента», почему же ГУВД даёт на митинге 250–300 человек, Тимофей Кириченко усмехнулся: «Помните пикет в декабре? Там было около 1200 человек, а ГУВД заявило – 150». По ощущениям журналистов, людей на нынешнем митинге действительно было меньше, чем на двух декабрьских. 

Постепенно стало ясно, кто собрался на акцию протеста: представители запрещённой НБП развернули огромную растяжку в цветах имперского флага, КПРФ, анархисты, в толпе замелькали флаги «Солидарности», можно было заметить «яблочников» в зелёных куртках. К «Гражданскому Иркутску» присоединилось «Общественное объединение избирателей». 

Как только площадка перед «Трудом» заполнилась,  из установленных на трибуне колонок зазвучал тяжёлый ремикс, в котором смутно угадывался известный даже далёкому от русского рока рифф из песни «Перемен» группы «Кино». Догадку чуть позже подтвердил и вокал Виктора Цоя, ожидаемо выводящий: «Перемен, мы ждём перемен». В качестве визуального сопровождения появился удав Каа, придушенный мускулистой рукой и надписью: «Ты звал? Мы пришли». 

Первым выступающим стал активист «Автономного действия». Свою речь он начал с цитаты из Уголовного кодекса, практически дословно прочитав спокойным монотонным голосом первую часть 282-й статьи: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, […] а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершённые публично или с использованием СМИ…». Выступление «против продажности политиков и нечестных выборов», по его мнению, власть при желании тоже может счесть экстремизмом. «Мы все тут – экстремисты», – пришёл он к парадоксальному выводу. 

Выступавшая следом глава горкома КПРФ Ольга Носенко прорекламировала своего «конкретного кандидата». Либералов среди выступающих, кстати, было ничуть не меньше, чем всех остальных. Причём кто-то из них решил не только толкнуть речь, но и подкрепить её делом: координатор ассоциации «Голос» в Иркутской области Алексей Петров, перед тем как подняться на трибуну, прошёлся среди митингующих, раздавая значки, проект «Избирательного кодекса». Такая тактика незамедлительно дала свои плоды: нашлось немало тех, кто изъявил желание записаться наблюдателями. 

Дело дошло до националистов. Вместо обещанного Александра Турика на трибуне появился экс-депутат Государственной Думы от ЛДПР Николай Курьянович, видимо, взявший на себя роль засветившегося на «Ютьюбе» фрезеровщика шестого разряда. «Слава России!» – начал он с привычным напором. Такое приветствие, может быть, нормально звучащее на фоне плакатов энбэпэшников, какого-либо отклика у других участников не вызвало, кроме недоумённого гробового молчания и отдельных едких усмешек. Кто-то в секторе между «яблочниками» и анархистами даже произнёс: «А этого-то зачем на трибуну выпустили?» Человек между тем продолжал говорить и говорить, несмотря на неодобрительно гудевшие народные массы.  

В ответ на собрание оппозиции партия власти на этот раз своего митинга не организовала. Как сообщил «Конкуренту» источник в политсовете ИРО «ЕР», первоначально была попытка договориться со структурами, управляющими ТЦ «Карамель», о проведении акции массовых скидок в день оппозиционного митинга, однако соглашение не состоялось и в итоге торговый центр свою акцию провёл ночью. Однако один из её организаторов – стилист, имидж-дизайнер Валентина Савватеева – сообщила «Конкуренту»: «Программа утверждалась в моём присутствии, акция, насколько я знаю, сразу планировалась на ночь». Пресс-секретарь ИРО «Единая Россия» Андрей Южаков заявил, что митингов в планах «медведей» не было. «Мы с ноября никакие митинги не проводили», – напомнил он, намекнув, что футбольный праздник и митинг имени «белой каски Кондрашова» в декабре 2011 года партия не организовывала. Впрочем, по неофициальной информации, в «ЕР» долго решали, стоит ли созывать в Иркутске антиоранжевый митинг, и таковой, скорее всего, состоится 18 февраля. 

«О боже, вы откуда такие?!»

Митинг закончился через 40 минут, и люди выдвинулись на шествие, сопровождаемые с двух сторон полицейскими. «О боже, вы откуда такие?!» – испугались два мужика, вышедшие из магазина на Карла Маркса. Шествие свернуло именно сюда – к улице 5-й Армии. Хотя ранее маршрут заявлялся по тротуарам улицы Ленина. Однако в мэрии Иркутска 30 января состоялось заседание некой комиссии, где согласовали движение по улице 5-й Армии. «Нас не оповестили, что комиссия будет, – сейчас заявляет Тимофей Кириченко. – Позвонили только одному из организаторов. Видимо, на одного давить было легче. И он был вынужден согласовать этот маршрут». Улицу 5-й Армии даже почистили для господ митингующих. Но те всё равно заявили, что тротуары были узкими и скользкими. «Знаете, я не понимаю, какую такую опасность мы представляли на улице Ленина, – говорит Александр Канторович. – 4 ноября «Русскому маршу» разрешили пройти по этой улице. А мы словно экстремисты какие-то». 

«Экстремисты» несли перед собой импровизированный гроб из картона и Конституцию на подушечке. Всё это означало похороны власти жуликов и воров. Один человек из колонны, похожий на Че Гевару, вдруг устал нести плакат и на время положил его в скромный припаркованный «Хаммер». Журналисты по этому поводу язвили рядом с колонной, пока не получили в спину: «Ууу, сурковские прихвостни!», после чего перебрались к началу колонны. Там был большой белый шарик с хвостиком и надписью «Вова». Казалось, что его запустят в небо, но шар в конце пути – на парковке у мэрии – банально сдули. Митингующим сказали, что он может сбить с пути самолёт. Тимофей Кириченко сообщил, что больше митингов до выборов, скорее всего, не будет: «Хватит прыгать на улицах». Теперь «Гражданский Иркутск» начнёт вербовать наблюдателей. Первое собрание в эту субботу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры