Не играть на понижение
Творческие искания театра юного зрителя имени Вампилова
В середине января, вслед за днём рождения ТЮЗа, который вот уже 84-й сезон с любовью, что неоценимо, служит иркутской детворе, подросткам и молодёжи, вампиловцы провели собрание. Оно было посвящено итогам прошедшего года. Присутствовать на нём, скажу сразу, было приятно. И дело не только в радующих цифрах перевыполнения всех основных показателей: количества постановок, зрителей, сыгранных на стационаре и в гастролях по области спектаклей, полученных доходов и т.д. А в чём же тогда ещё? После беседы с директором театра заслуженным работником культуры России Виктором Токаревым ответ я бы сформулировала коротко: в устремлениях и духе тюзовского коллектива.
А у нас и в будни праздник!
Но сначала позвольте ещё на минутку вернуться к собранию. Точнее, к прозвучавшему на нём неожиданному признанию: «Я влюбился в Иркутский ТЮЗ и хочу попросить автографы у его артистов!» Все невольно заулыбались. Для гроссбуха с отзывами зрителей это привычно, но впервые вампиловцы услышали столь прочувствованную благодарность из уст… своего директора. Виктор Степанович, оказывается, был покорён самоотдачей и безупречной творческой дисциплиной всех, от исполнителей ролей до рабочих сцены, участников новогодней фантазии «Тайны ледяного замка». Представления вокруг ёлки в фойе, затем спектакль на сцене, а после него костюмированный хоровод ребятишек с Дедом Морозом и Снегуркой длились 18 дней кряду, по три-четыре раза ежедневно. Шутка ли, за время школьных каникул было сыграно 55 спектаклей, включая два благотворительных, – своим традициям театр остаётся верен.
Около 21 тысячи зрителей побывали на этом тюзовском празднике. И, судя по оставленным записям и устным высказываниям детей, их родителей и других взрослых, были зачарованы азартной игрой артистов, их необычайно красивыми костюмами, художественным оформлением. А ещё – оригинальными персонажами: Ледяной Дед, Собачий Холод, Снежные псы… ТЮЗ в очередной раз подтвердил свою репутацию театра, который выкладывается для маленьких земляков «не по форме, а по душе». Волнующий обряд посвящения первоклашек в театральные зрители с вручением им Мельпоменой специальных удостоверений; выпуск новой сказочной феерии к каждому Новому году; участие малышей в конкурсах сочинений и рисунков по увиденным спектаклям, в определении лучших артистов с точки зрения зрительских симпатий – вот тому подтверждение. Да и как иначе, если две трети и более зрительской аудитории за год составляют дети. Особая забота поэтому – репертуар для них. Он строится по возможности на лучших образцах драматургии с преобладанием отечественной и мировой классики. Так, ближайшая премьера – «Королевство кривых зеркал», далее в планах одна из сказок Пушкина и «Каштанка» Чехова.
«Ангелам» тоже нужна обитель
– Виктор Степанович, разделите ли вы суждение, встретившееся мне в «Литгазете», что актёры – люди «ангельского чину»? Дальше звучит как стихи: «У них работа неземная, они работают душой». И в чём, по-вашему, дух вампиловцев?
– (Помолчав, вдруг засмеялся.) Умри, Денис, лучше не скажешь! Разделяю вполне, когда речь о хороших, настоящих актёрах. Здесь, пожалуй, и кроется ответ на вопрос о духе, скрепляющем коллектив нашего театра в единую команду. Он в честности игры, искренности, в старании не одной зарплаты ради, проще говоря. И, не удивляйтесь, в постоянной неудовлетворённости сделанным, достигнутым. На требовательных наших худсоветах рефреном звучит напоминание самих актёров себе и коллегам о недопустимости снижения художественной планки, об особой миссии ТЮЗа, которую вампиловцы глубоко осознают. Если у писателя, как считал Юрий Нагибин, при халтуре отмирают «какие-то нежнейшие и самые драгоценные клетки мозга», то у артистов, видимо, клетки души и сердца. Эксцессы, конечно, случаются, идеализировать незачем, но они вызывают осуждение в труппе. Кому захочется утратить свой «ангельский чин»?
– Вы говорили на собрании, что министерство культуры и архивов выделило средства на покупку двухкомнатной квартиры и, спасибо ему, оплачивает аренду ещё четырёх квартир – общим счётом на восемь человек…
– (Подхватывает.) И в общежитии на улице Грязнова наши актёры и работники театра, в том числе семейные, занимают семь комнат. Но проблема жилья остаётся острой, и не только для нашего театра. В общежитии проведён частичный ремонт – крыши, мест общего пользования, а окна, скажем, лучше не трогать, сразу вывалятся, сгнили давно. Однако давайте считать это, как водится, внутренней бедой, до неё зрителю нет дела. В конце концов, что артисты называют своим домом? Правильно, театр! Между тем существует угроза потери родного вампиловцам здания на улице Ленина, 13. Говорить об этом в данный момент не вижу смысла: ситуация зависла на годы, даже второе десятилетие уже идёт. А нынче, в 2012 году, кончается срок договора о безвозмездном пользовании этим зданием. Но и филиал, в который мы переезжали когда-то на время да так и застряли с тех пор, нуждается в глобальном решении вопроса, как здесь впредь находиться и работать. Речь должна идти о полной его реконструкции и расширении.
– В связи с чем?
– Для детского зрителя это здание изначально не было предназначено. Как, собственно, и сцена мало пригодна для наших постановок. Точечный ремонт и частичное её переоборудование не снимают перезревших, иначе не скажешь, проблем. На всё нужны деньги, которыми, понятно, театр не располагает. Министерство наше сделало всё возможное, чтобы мы хотя бы первоочередную заботу сняли, выделив нужную сумму на закупку полноценного комплекта современного звукового оборудования. Но без масштабного технического перевооружения, которое требуется театру, он подобен организму на искусственном дыхании…
– Случай с Домом Вампилова поистине клинический. А ведь год-то наступил особый для литературно-театральной столицы Приангарья. Не сомневаюсь, что и по всей стране будет отмечаться 75-летие со дня рождения двух наших знаменитых классиков…
Чтоб чудо совершилось!
А нам тем более, как говорится, сам Бог велел. И планов, идей, задумок – множество. Опять повторю: были бы деньги…
– Фраза про деньги прямо в заголовок просится.
– Знаете, я уже вступаю мысленно в полемику со всеми, кто талдычит о сползании страны в пропасть. «Когда-то Русь и пела, и смеялась, /А нынче даже плакать нету сил», – печалится Дмитрий Мизгулин. Ну, край, аж руки опускаются. Охотников играть на понижение сейчас всё больше, на моду становится похоже. Да, отрицать, что наши «реформаторы» посадили на мель образование и прочие жизненно важные сферы, смысла нет, тревога за духовное состояние общества обоснованна и реальна. Но плакальщики своим, простите, нытьём заражают идущих нам на смену. К чему же заведомо обесценивать жизнь для тех, у кого она вся ещё впереди, лишать радости мировосприятия, собственных открытий. Мы считаем своим долгом противостоять этой разрушительной для душевного здоровья юношества тенденции. Сцена должна нести свет, внушать оптимизм, давать силы для отпора злу. И потому мы вовсе не согласны с теми, кто утверждает, что литература, искусство не исправляют нравов, не делают человека умнее и лучше. Это не так!
– Есть контраргументы?
– Всего один свежий пример, очень показательный. К юбилею Валентина Григорьевича Распутина наш театр подготовил премьеру по его рассказу «Рудольфио». Позвали иркутских старшеклассников, им 15-16 лет или чуть больше. Как они смотрели-слушали! Как потом наперебой обсуждали, преодолев смущение и робость, сколько родилось у них мыслей и споров о первой любви, о пагубе безотцовства и неполных семей, об ответственности за тех, «кого приручали». Подкупала чистота, откровенность диалога с артистами. Разговор, кстати, длился в полтора раза дольше, чем сам спектакль и предварившая его тёплая, улыбчивая кинозарисовка Марии Филатовой о родном селе писателя и его встречах с земляками.
– Виктор Степанович, чтобы уложиться в «одну серию», можете поведать о самом грандиозном юбилейном замысле?
– Он связан с именем, которое носит наш театр. Вот вообразите: вы назначаете свидание на аллее Вампилова…
– Позвольте, в Иркутске нет такой!
– А должна быть. И место для неё есть просто идеальное! От главного здания ТЮЗа, напротив которого высится памятник вождю, до нынешнего филиала ТЮЗа, что через дорогу от спорткомплекса «Труд», тянется скверик. Посреди него скамейки там и тут, а по бокам, кроме старых деревьев, пустота. Цветочные клумбы только подчёркивают её. Идея в том, чтобы заселить сквер скульптурами или целыми композициями, в которых пешеходы, присев отдохнуть, узнали бы кого-то из героев или персонажей пьес драматурга-земляка. Скажем, Валентину, которой помогает чинить калитку старик-эвенк Еремеев. Или Сарафанова в кругу его семьи. Или Зилова на утиной охоте… Простор фантазии для конкурса скульпторов, архитекторов, дизайнеров!
– Проект, что и говорить, увлекательный, заманчивый.
– Он, конечно, дорогостоящий и не в один этап осуществимый. Но, как призывает поэт Владимир Костров, «попробуй сделать шаг, чтоб чудо совершилось!» Смотрите, каким магнитом для своих и приезжих стал камень-символ, установленный по инициативе Галины Солуяновой на берегу Байкала в память о месте гибели Вампилова. А сколько юных пар и молодожёнов постоянно фотографируются на фоне памятника Вампилову около драмтеатра имени Охлопкова! Таким же уникальным местом притяжения послужит для горожан и гостей нашего края задуманная в честь юбилея драматурга аллея. Особенно если всем миром помочь её появлению.