Коммунальная перезагрузка
Компания «Иркутскэнерго», которая является основным поставщиком энергоресурсов в регионе, закрыла сделку по приобретению 75% акций ООО «Ты выбрал качество». Таким образом, энергоугольный холдинг стал полноправным игроком на рынке управления многоквартирным жильём. Главная задача, которую поставили перед собой энергетики, – упорядочить рынок ЖКХ и улучшить качество обслуживания в Усолье-Сибирском. Теперь «Иркутскэнерго» может отслеживать собираемость платежей в городе. А пока Усолье является лидером по дебиторской задолженности за коммунальные услуги.
Руководитель управления коммунальными системами ОАО «Иркутск-энерго» Булат Дугаров рассказал, что в конце прошлого года сделка по приобретению контрольного пакета акций ООО «ТВК» прошла согласование в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы. «Мы подписали договор о приобретении 75% ООО «ТВК», произвели оплату, и, соответственно, через ООО «ТВК» компания «Иркутскэнерго» представляет свои интересы на данном рынке, – отметил Булат Дугаров. – В наши задачи входит нормализация обстановки данной сферы и улучшение качества обслуживания управляющих компаний».
В Усолье-Сибирском менее тысячи многоквартирных жилых домов. На них приходится 12 управляющих компаний. «СЭ» уже писал ранее, что в связи с появлением новых УК зачастую горожане получают по 2-3 квитанции на оплату одних и тех же коммунальных услуг от разных компаний. Собственники жилья находятся в замешательстве – кому платить и что делать в такой ситуации. В итоге неразбериха на рынке ЖКХ, в том числе проблема двойных квитанций, очень сильно подорвала доверие населения и снизила собираемость коммунальных платежей.
Решение о вхождении на рынок коммунальных услуг было принято руководством компании ещё летом прошлого года, однако сам процесс начался в октябре. В настоящее время «Иркутскэнерго» ведёт переговоры по приобретению второй управляющей организации – ОАО «Ты выбрал качество». Вместе с ООО «ТВК» это порядка 230 многоквартирных жилых домов в Усолье-Сибирском, что составляет, по разным оценкам, от 40 до 45% всего жилого фонда города.
Булат Дугаров пояснил, почему проект начал реализовываться именно в Усолье-Сибирском: этот город является самым проблемным по собираемости платежей за коммунальные услуги. Внушительную задолженность накопили управляющие компании и перед «Иркутскэнерго», сейчас она составляет около 300 млн. рублей. Кроме ОАО «Твой выбор – качество», в крупнейших должниках «Иркутскэнерго» числится ещё одна управляющая компания – «Усольежилсервис», долг которой за предоставленные услуги составляет 70 млн. рублей.
«Мы вынуждены посмотреть на эту проблему изнутри, чтобы переломить ситуацию в лучшую сторону, – отметил Булат Дугаров. – Ситуация на этом рынке крайне нестабильная. Она характеризуется наличием большого количества управляющих компаний, которые конкурируют на ограниченном сегменте, соответственно платёжеспособность населения оставляет желать лучшего. Управляющие компании копят долги перед ресурсоснабжающими организациями, в том числе перед «Иркутскэнерго».
Компании создаются, собирают средства с населения, копят долги, банкротятся, снова создаются и так далее. Ежегодно нам приходится списывать огромные долги предприятий ЖКХ».
Первым шагом для энергетиков стало создание в январе 2012 года совместно с Иркутской энергосбытовой компанией единой квитанции, в которую вошли начисления за все услуги, как жилищные, так и коммунальные. Раньше жители платили за услуги ЖХК в разных инстанциях, это было как минимум неудобно и не всегда понятно, за что человек платит. Теперь они смогут получать единые квитанции и оплачивать по системе «одного окна», которую также планируются внедрить в ближайшее время для удобства населения.
«Единая квитанция, которая была выпущена энергетиками, поможет снять напряжение хотя бы по домам, которые сейчас находятся в управлении компании «ТВК», – отметил начальник Усольского отделения ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Сергей Костин. – В ближайшем будущем в единую квитанцию мы намерены добавить весь перечень услуг, то есть включить туда начисление за электроэнергию».
Кроме того, Булат Дугаров рассказал, что планируется создать единую диспетчерскую службу управляющей компании и тепловых сетей ТЭЦ-11. На следующем этапе компания сможет предложить услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию другим управляющим организациям. «Наша основная цель – повышение качества жизни населения, – отметил Дугаров. – Мы привнесём в работу управляющих компаний свой богатый опыт, также будем использовать те положительные наработки, которые есть у управляющих компаний. Жители домов, которые мы будем обслуживать, должны понимать, что мы пришли на этот рынок всерьёз и надолго. Мы хотим показать, что условия жизни горожан могут и должны быть комфортными».
По словам Булата Дугарова, второй город, куда собирается заходить «Иркутскэнерго» в качестве игрока на рынке управления многоквартирными домами, – Усть-Илимск. Там также существует крупная задолженность перед поставщиками ресурсов. В настоящее время ведутся переговоры с собственниками и администрацией города о приобретении долей в трёх УК. Далее планируется развивать проект в Иркутске.