Огонь, вода и землетрясения
Посёлок Култук Слюдянского района – один из старейших в Приангарье. Первые поселенцы во главе с Иваном Похабовым появились на берегу одноимённого залива Байкала ещё в 1647 году. Сейчас муниципалитет насчитывает чуть более пяти тысяч жителей. И почему-то у них не очень ладятся отношения со стихией: в отопительный сезон в посёлке стабильные сложности с топливом; о землетрясении 2008 года до сих пор напоминают дома без печных труб; небольшие речки, спешащие с гор, регулярно подтапливают федеральную трассу, проходящую через посёлок; огонь в середине декабря оставил без крова жителей деревянного дома, стоявшего в нескольких минутах езды от пожарной части.
В горном углу
В этом году Култуку исполнится 365 лет. Само название, согласно словарю Даля, происходит от тюркского «узкий мелкий залив» или татарского «угол, мешок, тупик». Если смотреть на посёлок сверху, от железнодорожного полотна Транссиба, нетрудно догадаться, почему он получил это имя: с трёх сторон населённый пункт ограничен горами, с четвёртой – синей гладью Байкала.
«Видели, по берегу дорога строится? – спрашивает глава муниципалитета Александр Тулаев. – На будущий завод по розливу воды. Будет у нас завод – будут свои деньги». Пока в местном бюджете доходы сильно отстают от расходов. «В 2011 году расходы составили 20 миллионов рублей, из них на подготовку ЖКХ к зиме было затрачено 4 миллиона, – говорит чиновник. – При этом мы собираем налогов на 8 миллионов рублей, остальное поступает «на выравнивание» из областного и районного бюджетов».
Уже в июле на дороге к будущему производству появится асфальт, уверен глава поселковой администрации, начнутся поставки оборудования. По проекту ООО «Байкал Сан» завод сможет производить до 500 млн. литров байкальской питьевой воды и напитков на её основе в год. Общий объём инвестиций оценивается в 2,4 млрд. рублей, причём, согласно красочному проспекту проекта, чуть более 2 млрд. рублей намерено вложить само предприятие, около 394 млн. составят целевые субсидии для монопрофильных городов на объекты инфраструктуры. «Самое главное – наше население будет трудоустроено», – убеждает меня Тулаев. На заводе по проекту будет создано 292 рабочих места, а во время строительства потребуется более 1200 человек, что действительно немало для пятитысячного муниципалитета. Однако руководитель муниципалитета умалчивает о том, что чёрным по белому написано в проспекте: в приоритетном порядке работу получат специалисты из монопрофильного Байкальска.
Глава администрации увлечённо рассказывает о планах по благоустройству: предстоит улучшить пассажироперевозки по маршрутам Култук – Слюдянка и Култук – Ангасолка, установить 30 новых контейнеров для мусора, уменьшить затраты на обслуживание предприятий ЖКХ, чтобы не наращивать тарифы. К марту планируется закончить монтаж освещения по улице Кирова, будет установлено 116 опор. Однако одной из важнейших коммунальных проблем по-прежнему остаётся нехватка угля для котельных. По данным на понедельник, запасы топлива были небольшие – на 4-5 дней, при экономии – на неделю.
«На бумаге это прекрасно»
Впрочем, завод по розливу воды не единственная надежда главы Култука. Чтобы оживить экономику посёлка, планируется также отвести место под стоянку большегрузных машин, которые транзитом проходят по федеральной трассе. По задумке, дальнобойщики смогут полноценно отдохнуть и даже сходить в сауну. Ожидается, что специально оборудованная стоянка даст посёлку ещё 60–70 рабочих мест.
Сейчас жители Култука и соседних Ангасолки и Андрияновской, которые входят в состав муниципалитета, трудятся в ОАО «Бурятзолото», на железной дороге, нефтебазе «Иркутск – Терминал», Ангасольском щебёночном заводе (филиал ОАО «Первая нерудная компания»), карьере «Перевал». Функционируют школа, больница, детский сад. Причём в детском саду мест не хватает из-за роста рождаемости в последние годы, говорит чиновник, а в школе – «благодаря» землетрясению трёхлетней давности.
Вообще жители Култука, поскольку эту часть байкальского побережья трясёт регулярно, к таким природным явлениям уже привыкли – говорят, что не замечают качающихся светильников и узнают о землетрясениях из новостей. Но август 2008 года вспоминают до сих пор. «У нас было землетрясение более 8 баллов, на балл ниже – в Слюдянке, – говорит глава посёлка. – Основное двухэтажное здание школы было разрушено полностью, дети ютятся в маленьком здании». Некоторые учатся в Шелехове или Слюдянке.
Новую школу юным жителям населённого пункта обещают построить в следующем году: федеральные власти уже выделяют деньги, установлена новая котельная, рассказывает Тулаев. «Такая школа есть, по-моему, только в Грозном. Там будут всевозможные компьютерные классы, кружки, спортзал, спортплощадка, в столовой – несколько комнат для обработки отдельных видов мяса. На бумаге это прекрасно», – заранее восхищаются в администрации. Кроме того, в ближайшем будущем должна появиться школа при местной церкви. Администрация даже готова выделить храму землю под огород. «Лишь бы молодёжь наркотиками не занималась. Пусть церковь оттянет молодёжь, клуб-то у нас сгорел», – признался Александр Тулаев. В этом году за счёт области в посёлке появится новая спортплощадка, оборудование будет установлено, когда оттает земля.
О землетрясении напоминают и частные дома, на крышах которых до сих пор не хватает печных труб – тогда практически все они были разрушены. Вспоминая события трёхлетней давности и сравнивая их с недавним землетрясением в Тыве, жители посёлка не скрывают обиды на федеральные власти. «Тыве повезло, у них есть Шойгу. А к нам тогда никто даже не приехал», – с горечью говорит сотрудница компании «Бурятзолото» Галина Мищенко. Солидарны с ней и другие жители Култука.
Риторические вопросы
У Ольги Ушаковой, коллеги Галины Мищенко, есть своя причина для недоумения относительно позиции властей. 18 декабря пожар оставил Ушаковых и ещё 11 семей без крыши над головой. От здания сохранился лишь фундамент. Из 12 квартир только одна была муниципальной, поэтому местная администрация и предоставила жильё одной семье. Погорельцам по договору поднайма предоставлена квартира, закреплённая за детьми-сиротами, причём временно, уточняет глава администрации, пока сироты находятся в детском учреждении.
Остальные погорельцы разместились у знакомых и родственников. Кто-то уже снял квартиру. «Мы сразу начали писать письма во все инстанции, были на приёме у Андрея Должикова (мэр Слюдянского района. – «СЭ»). Он хочет построить дом, но на это нужны деньги», – говорит Ольга. «На прошлой неделе пришёл ответ из правительства России: «Ваше письмо переадресовано в правительство Иркутской области», – констатирует Галина Мищенко. Из других ведомств отвечают: «Мы этим вопросом не занимаемся, обращайтесь к местным властям». Женщина задаёт риторический вопрос: почему после жаркого прошедшего лета погорельцам в Центральной России государство строило дома? В Култуке ходят слухи, что погорельцам из Бодайбо, где случился пожар 19 декабря, выделили по миллиону рублей на приобретение жилья. Впрочем, в администрации северного города эту информацию не подтвердили: общий объём матпомощи, оказанной из городской казны бодайбинцам, потерявшим дом, составил 540 тыс. рублей, это 15 тыс. рублей на человека. Однако бодайбинские власти нашли возможность предоставить кров тем, кто жил и в муниципальных квартирах, и в приватизированных. Местные власти Култука разводят руками: поскольку большинство погорельцев были собственниками квартир, по закону они не имеют права претендовать на муниципальное жильё. Желающим будут предоставлены земельные участки под строительство, одна из крупных компаний пообещала помочь стройматериалами, рассказывает Александр Тулаев. Несколько человек взяли перечень необходимых документов для оформления земли. «Мы нашли способ выделить материальную помощь из бюджета – по 3 тысячи рублей на каждого члена семьи, район выделяет по 5 тысяч на каждого члена семьи три месяца подряд», – добавляет глава.
Хроника пожара
Деревянный двухэтажный дом по улице Лесников, 12, загорелся около полуночи. «Началось ночью, я уже легла спать, а дочь сидела за компьютером, – говорит Ольга. – Она меня разбудила, я накинула на себя что-то, вышла на улицу. Посмотрела – очаг огня на крыше, сказала дочери: «Одевайся потеплее», взяла сумку с документами, собаку, и мы вышли на улицу». Соседи сказали, что пожарных уже вызвали. «Вещи сначала практически никто не выносил, такое впечатление было, что горит только сам конёк. Мы были уверены, что пожарные всё потушат», – продолжает женщина.
В акте, составленном специалистами после пожара, говорится, что он был обнаружен в 00 часов 10 минут, в пожарную часть сообщение поступило в 00 часов 19 минут. К моменту прибытия первого пожарного подразделения, сообщили «СЭ» в пресс-службе ГУ МЧС России по Иркутской области, горела кровля жилого дома по всей площади и отдельные комнаты в квартире третьего подъезда на втором этаже, что свидетельствует о позднем обнаружении пожара. «Руководителем тушения по прибытии к месту пожара с учётом ночного времени суток были приняты меры по эвакуации жителей из горящего дома, благодаря чему никто не погиб и не был травмирован», – говорится в сообщении.
Когда огнеборцы прибыли и взялись за дело, по словам очевидцев, вода из шланга шла тонкой струёй – как из крана или из садового шланга. «Издалека даже непонятно было, достаёт ли она до огня, – вспоминает Ольга. – Кто-то сказал: «Давайте выносить вещи». Муж был на вахте, сын в Иркутске, друзья дочери вынесли нам телевизор. Потом порыв ветра – и огонь понёсся по всему чердаку». Некоторые люди предполагают, что пожарные прибыли с недостаточным запасом воды.
«Неосторожное обращение с огнём неустановленных лиц»
Первым к месту пожара прибыл дежурный караул поселковой ПЧ-141 на двух автоцистернах, сообщили в региональном ГУ МЧС. Нормативный суммарный запас воды в обеих автоцистернах составляет 8000 литров. «Недостаточность воды в баках маловероятна, так как они при нахождении на дежурстве в обязательном порядке заправляются огнетушащими веществами, в том числе водой», – ответили в пресс-службе, подчеркнув, что количество воды в автоцистерне не влияет на производительность пожарного насоса и дальность водяной струи.
Когда люди увидели пламя на втором этаже, никто ещё не верил, что дом не удастся отстоять. «В тот момент я даже не думала о том, страшно или нет. – Ольга сжимает карандаш, который до этого просто держала в руках, так, что белеют костяшки пальцев. – И паники не было, просто все ждали, что потушат». Жильцы горящего дома и их соседи стояли, словно зачарованные пламенем, добавляет Валентина, очевидец случившегося. Огонь распространялся быстро. Действия подразделений по тушению пожара осложнялись сильным ветром (8 м/с с порывами до 12 м/с), низкой температурой (-17 градусов) и удалённостью источников наружного противопожарного водоснабжения от места пожара. До ближайшего источника воды, реки Култучной, расстояние небольшое – всего сто метров, но оборудованных мест для установки пожарных автомобилей и незамерзающей проруби там нет. Несмотря на это, пожарным подразделениям удалось спасти от огня два рядом стоящих жилых дома, сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Иркутской области. К 3 часам 9 минутам пожар был локализован, к 6 часам 23 минутам – ликвидирован.
Всего на месте было сосредоточено 6 пожарных автоцистерн, 18 человек личного состава, из которых 3 автоцистерны, 10 человек ПЧ-141 Култука и 3 автоцистерны, 8 человек ПЧ-52 из Слюдянки. Дополнительно был привлечён пожарный поезд № 8 со станции Слюдянка (5 человек личного состава) для заправки пожарных автоцистерн водой. Силы и средства Слюдянского гарнизона пожарной охраны на тушении данного пожара работали по второму (максимальному) номеру вызова, сообщают в региональном управлении МЧС. Помимо этого на месте пожара задействовали силы районного звена ТП РСЧС, в состав которых вошли представители администраций Култукского и Слюдянского городских поселений (3 человека, 1 единица техники), «скорая помощь», 2 экипажа ДПС, 2 наряда ППС. Таким образом, общая группировка сил и средств на пожаре составляла 38 человек и 13 единиц техники.
Причиной пожара специалисты называют неосторожное обращение с огнём неустановленных лиц. После проведения проверки по факту пожара дознавателем ОНД по Слюдянскому району вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
Любая помощь нужна
Сейчас погорельцы сожалеют о том, что не застраховали своё имущество, и советуют это сделать друзьям и родственникам: некоторые потеряли в огне всё. Жителям первого этажа повезло больше, чем их соседям сверху; так, из квартиры Ушаковых часть вещей успели вынести – холодильник, печку, стиральную машину. Не все жильцы второго этажа успели взять даже документы, кого-то просто не оказалось дома. Сгорело не только самое необходимое, но и фотографии, детские рисунки, комнатные цветы – всё то, без чего можно обойтись, но без чего невозможно чувствовать себя дома, говорит Ольга, не сдерживая слёз.
Редакция газеты обращается к читателям с просьбой поддержать людей в трудной жизненной ситуации. Ниже мы публикуем реквизиты счёта в Сбербанке, на который можно отправить пожертвование. Любая сумма будет важна и полезна. За месяц на счёт поступило 19332 рубля, в том числе 10 тысяч перевёл поссовет. В пересчёте на 40 человек, которые потеряли в огне свои квартиры и имущество, сумма получается более чем скромная. Погорельцы, как сообщила Ольга Ушакова, планируют потратить эти деньги на общие нужды – услуги адвоката, если потребуется отстаивать свои права в суде, либо что-то ещё.
Реквизиты: Иркутское городское отделение № 8586/0170
ИНН/КПП 7707083893/380802001
ОГРН 1027700132195
ОКПО 00032537
БИК 042520607
Кор. счёт 30101810900000000607
р/с 42307.810.2.1835.4456752.