Наехали на «Автоколонну»
Перевозчики обратились в областную прокуратуру с коллективной жалобой на региональное предприятие
ОАО «Автоколонна 1880» при поддержке правительства Иркутской области разрабатывает сеть остановочных пунктов и автовокзалов по всему региону. Стоимость проекта, по предварительной оценке, составит 200–300 млн. рублей, срок реализации – три года. Частные перевозчики, которые выполняют значительную долю маршрутов «Автоколонны», сомневаются в реализации столь амбициозных планов, учитывая нынешнее положение казённого предприятия. К нему у контрагентов накопились претензии по долгам и тарифной политике. Соответствующие коллективные жалобы перевозчики уже направили в областную прокуратуру.
Генеральный директор ОАО «Автоколонна 1880» Андрей Асадчий 20 января отчитался об итогах работы предприятия, 100% акций которого принадлежит правительству Иркутской области. По его словам, компания завершила 2011 год с прибылью около 1 млн. рублей (вместо запланированных 25-26 млн. рублей). При этом «Автоколонна» купила 15 новых автобусов, увеличив подвижной состав до 22 единиц. «Старые автобусы, прошедшие свыше полутора миллионов километров, не могли качественно работать», – отметил Асадчий. Налоговые отчисления предприятия составили 17 млн. рублей. «У частных компаний, которые обладают аналогичным парком, этот показатель зачастую в десятки раз ниже. Это говорит о том, что они скрывают свою выручку и работают не в правовом поле», – полагает гендиректор «Автоколонны 1880». Он добавил, что в Иркутской области выдано 6900 лицензионных карточек, на маршрутах работают около 1300 фирм, а оборот перевозчиков на междугородних маршрутах равен 1 млрд. рублей. Объём «теневого рынка», по оценке Асадчего, в три раза больше – около 3 млрд. рублей.
Для упорядочения междугородних перевозок по региону «Автоколонна 1880» вместе с министерством жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области планирует создать сети остановочных пунктов и автовокзалов по Иркутской области. «Если мы разработаем и защитим эту глобальную программу, то сможем посчитать средства, необходимые на неё», – отметил Асадчий. По его предварительной оценке, объём инвестиций в проект может составить 200–300 млн. рублей (70 остановочных пунктов стоимостью 2,5 млн. рублей каждый). Срок реализации программы – три года. Остановки, по замыслу авторов проекта, будут похожи на «небольшой заправочный комплекс с залом ожидания, туалетом, камерой хранения и кассой». «Все маршруты исследовало министерство и определило, какие остановки соответствуют нормам, какие нет», – уточнил Асадчий.
К монополизации рынка, уверен гендиректор «Автоколонны 1880», создание сети не приведёт. Даже при желании у предприятия не было бы такой возможности. «Чтобы решить проблему междугородних перевозок в области, нужно около 800 автобусов. Это приблизительно 3 миллиарда рублей. Нам никто этих денег не даст», – сказал он. К 2015 году компания намерена увеличить подвижной состав до 150 машин и занять 5–7% рынка. Сейчас, по словам Асадчего, она обслуживает более 500 тыс. человек (из них свыше 20 тыс. льготников). Предприятие перевозит около 25–30% пассажиров, при этом на «Автоколонну» работают два десятка частных компаний, у которых она арендует транспорт. Всего предприятие вместе со своими партнёрами выполняет 25 маршрутов.
Между тем частные перевозчики опасаются, что создание «Автоколонной 1880» сети остановок обернётся для них ограничением доступа к пассажирам. По их утверждению, это уже произошло на Иркутском автовокзале. Соответствующую жалобу предприниматели направили в областную прокуратуру. «К нам поступают коллективные жалобы от 40–50 перевозчиков, – подтвердил старший помощник прокурора Иркутской области Александр Семёнов. – По этому вопросу проведена большая работа. Думаю, что в ближайшее время будет ряд конкретных решений. В частности, по договору с охранным предприятием, которое ограничивало подъезд перевозчиков к вокзалу». Как стало известно «Конкуренту», в качестве заявителей выступили индивидуальные предприниматели и компании, в частности ООО «Транском», ООО «СибФорсаж», ООО «Трансмиссия», ООО «Трансферт», ООО «ДК Авто» и другие.
Некоторые контрагенты и бывшие партнёры «Автоколонны 1880» сомневаются, что проект по силам региональному предприятию, которое, как они утверждают, копит долги за выполнение маршрутов. По одному иску от ИП Безрукова почти на 1 млн. рублей суд уже обязал «Автоколонну 1880» выплатить деньги. Ещё одна спорная задолженность на сумму 6 млн. рублей от ООО «Экспресс Трэйд» находится на повторном рассмотрении областного арбитража. Согласно планам предприятия, общая кредиторская задолженность «Автоколонны 1880» на 1 января 2012 года должна была составить 11,2 млн. рублей, причём уже после продажи имущества на 25 млн. рублей. Как подтвердила «Конкуренту» предприниматель Кетеван Готаидзе, чья компания занимается междугородними перевозками, сейчас ведутся переговоры о передаче её фирме недвижимости «Автоколонны 1880». «У них большая задолженность была перед нами. Решили таким образом перекрыть часть долгов», – отметила Готаидзе.
Александр Семёнов подтвердил, что одна из последних коллективных жалоб перевозчиков в прокуратуру региона касалась как раз задолженности «Автоколонны 1880», к проверке которой будут привлечены фининспекторы. Тем не менее Андрей Асадчий официально опроверг информацию о долгах. «У меня нет ни одного официального документа ни от одной компании, где было бы сказано: «Вы нам должны сто рублей – заплатите!» – заявил Асадчий. – Единственный вопрос с «Экспресс Трэйдом». По его словам, суд рассматривает дело в течение года. И если решение будет принято в пользу частного перевозчика, предприятие погасит «этот смешной долг». По данным Асадчего, спорная задолженность «Автоколонны 1880» не превышает 1,5 млн. рублей.
Претензии к «Автоколонне 1880» от частных перевозчиков не исчерпываются ограниченным доступом к вокзалу и долгами. Контрагентов не устраивает и тарифная политика государственного предприятия. По их жалобе УФАС по Иркутской области обвинило «Автоколонну 1880» в нарушении законодательства о защите конкуренции и злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Антимонопольщики сочли комиссию в 15% (от кассовой выручки от продажи билетов) несправедливой. Выяснилось, что агенты «Автоколонны 1880» продают билеты, взимая с выручки 15% вне зависимости от того, сколько билетов было продано и сколько рейсов выполняет агент. В итоге страдают перевозчики, которые выполняют мало маршрутов на дальние рейсы (в Тулун, например), а выигрывают те, кто возит пассажиров на короткие расстояния (в Листвянку). В итоге разница в сборах, которые платят агенты, достигает двух-трёх раз. «Автоколонна 1880» попыталась оспорить решение УФАС, однако первые две инстанции оставили его без изменения. И только ФАС Восточно-Сибирского округа в конце прошлого года вернула дело в иркутский арбитраж, который приступит к пересмотру дела 21 февраля.