«Мы не делим грузоотправителей на крупных и мелких»
Увеличение объёмов перевозок грузов по железной дороге станет одной из главных тенденций 2012 года. В ОАО «Российские железные дороги» предполагают, что в 2012 году рост по всей стране составит 3 %. В региональном филиале ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), работающем на территории двух железных дорог – Восточно-Сибирской и Забайкальской, прогнозы более оптимистичные. Компания готовится возить на 10–15 % грузов больше, чем в прошлом году.
Насколько этот рост связан с увеличением объёмов производства и в каких услугах заинтересованы грузоотправители, нашему изданию рассказал руководитель Иркутского филиала ПГК Валерий Яхимович.
– С момента образования Иркутского филиала в 2008 году мы ежегодно увеличиваем объём перевозок грузов на 30 %, в отдельные годы этот показатель достигал 35 %. В 2011 году темпы роста хотя и снизились, но остались на достаточно высоком уровне – около 18 %. Если говорить о тенденциях нынешнего года, то мы прогнозируем увеличение объёмов перевозки угля, лесных грузов, бумаги и целлюлозы. Несмотря на то что нефтехимические компании часть своей продукции продолжат транспортировать по нефтепроводу, мы предполагаем рост и в сфере перевозок нефтеналивных грузов.
– С чем связаны оптимистичные ожидания в сфере перевозки грузов, ведь сейчас много говорят о возможности второй волны кризиса?
– Дело в том, что на региональном рынке железнодорожных перевозок грузов сложилась ситуация дефицита подвижного состава. До 2012 года частью вагонов мы пользовались на условиях аренды, сейчас они переходят в нашу собственность. Кроме того, мы активно обновляем парк вагонов, в 2008–2010 годах компанией было приобретено порядка 45 тысяч вагонов, в 2011 году – 8 тысяч. Таким образом, сейчас величина парка ПГК составляет около 200 тысяч вагонов, это пятая часть от всего подвижного состава, курсирующего по российским железным дорогам.
Сейчас у Иркутского филиала заключено и работает порядка 500 договоров с различными грузоотправителями – как крупными компаниями, которые заявляют до 10 тысяч вагонов в месяц, так и с небольшими предприятиями, которые заинтересованы в аренде от одного до 30 вагонов в месяц. При этом мы не делим грузоотправителей на крупных и мелких. Все они для нас очень важны.
– Как в процентном соотношении выглядят прогнозы по перевозкам?
– Уже в январе мы ожидаем увеличения объёмов перевозок не менее чем в два раза от одного из наших стратегических партнёров – Ангарской нефтехимической компании. Это связано с тем, что в распоряжении нашей компании будет больше вагонов.
На 5–7 % увеличатся объёмы перевозки угля, в основном за счёт роста добычи этого вида топлива. Мы активно сотрудничаем не только с компанией «Востсибуголь», но и с другими предприятиями: «ВостСибЭнерго-Углём», Харанутской угольной компанией, ТД «Раздолье». В границах Забайкальской дороги наши партнёры – СУЭК, «Русский уголь», «Амурский уголь» и другие.
Ещё один ключевой для нас груз – это целлюлоза и бумага, их перевозят Усть-Илимский и Братский лесопромышленные комплексы. Здесь мы ожидаем рост за счёт расширения географии перевозок: в Китай через станции Забайкальск и Наушки. Также мы планируем увеличить объём перевозок по Селенгинскому целлюлозно-картонному комбинату и впервые начинаем работать с Байкальским ЦБК.
Скорее всего, останутся на прежнем уровне объёмы перевозки алюминия с Братского и Иркутского алюминиевых заводов, в то время как объёмы перевозок железобетонных изделий могут измениться. С одной стороны, эта отрасль сезонна и зависит от активности строителей, с другой – мы планируем возобновить работу с комбинатом «Братскжелезобетон-1». В планах – перевозка 60–70 % продукции этого предприятия.
– Насколько требовательными становятся клиенты к сервису, дополнительным услугам? Что бы им хотелось получить?
– Клиенты заинтересованы в том, чтобы им своевременно был предоставлен качественный подвижной состав и чтобы их груз прибыл к месту назначения вовремя. Важны для них и комфортные условия общения с оператором. Именно поэтому в 2012 году мы приступили к перевозке грузов на условиях публичной оферты. Технически оферта доступна любому грузовладельцу – заказ на вагоны клиент может оформить на сайте ПГК. Здесь же с помощью специального калькулятора можно не только рассчитать тариф, но и заключить реальный договор. В течение 10 дней после оплаты услуги ПГК гарантированно предоставляет вагон грузоотправителю.
Услуга рассчитана на региональный средний и малый бизнес, по оферте может быть предоставлено не более пяти крытых вагонов по одной заявке и не более 15 крытых вагонов в месяц. В 2012 году ПГК планирует распространить услугу оферты на другие виды подвижного состава. Важно и то, что оферта предполагает максимально простую процедуру подачи заявки на аренду вагонов и реальную ответственность оператора за невыполнение условий договора. Так, в случае непоставки вагонов Первая грузовая компания выплачивает отправителю штраф в размере 10 тысяч рублей. Таким образом, рынок региональных железнодорожных перевозок делает ещё один шаг навстречу интересам грузоотправителей.