Карты, деньги, овердрафт
Судя по статистике, сегодня банковской картой владеет каждый житель нашей страны, включая грудных младенцев и стариков. На 142 млн. российского населения сейчас приходится свыше 167 млн. пластиковых карт. По карманам и кошелькам жителей Приангарья, по приблизительным оценкам, разложено около 2 млн. штук. В 2012 году, по прогнозам аналитиков, эта цифра увеличится ещё на несколько процентов. И хотя самым популярным действием среди местного населения по-прежнему является операция по снятию наличных, люди всё же постепенно привыкают расплачиваться с помощью пластиковых карт в супермаркетах и копят мили или бонусы от совершённых покупок. Разобраться в пластиковых финансах решили Татьяна Постникова и Елена Лисовская.
Дайте две
Получать зарплату по карте, расплачиваться по счетам через Интернет, знать наизусть номер сервисной службы и отличать пароль и CVC-код – сейчас для большинства людей это уже привычный набор действий. Сегодня сложно найти человека, который бы не пользовался пластиковой картой, а порой и сразу несколькими. За последние четыре года количество выпущенных в России в обращение карт возросло со 103,5 до 167,6 млн. штук (то есть в среднем на каждого экономически активного жителя страны в возрасте от 15 до 72 лет приходится 2,2 банковских карты. – «Конкурент»). Динамика последних месяцев особенно впечатляет: только за третий квартал 2011 года общее количество карт увеличилось на 10,1 млн. штук. Аналитики при этом предупреждают, что не следует путать выпуск в обращение новых карт и их перевыпуск. «Оценить долю перевыпуска на основе данных СМИ или официальных источников нельзя, — объясняет главный экономист инвестиционной компании «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Однако накопленный объём пластиковых карт сегодня – и это относительно стабильный показатель — приблизительно равен 150 млн. штук». Что касается эмиссии новых карт, то, по данным «Финам Менеджмента», в 2010 году банки выпустили в обращение 15,7 млн. свежих карт, в 2009 году – 20,1 млн., в 2008 году – 26,6 млн.
Объём совершаемых по банковским картам операций в денежном выражении также ежегодно растёт. Если по итогам 2008 года он составлял 8,8 трлн. рублей, то в 2010 году достиг 12,2 трлн. За девять месяцев 2011 года владельцы карт совершили операций на общую сумму 11,4 трлн. рублей, что на треть больше показателя за аналогичный период 2010 года.
По Иркутской области подобную информацию раскрывают далеко не все банки. Так, к примеру, в банке «Тинькофф» на все вопросы «Конкурента» сообщили, что информация об эмиссии карт в нашем регионе и объёмах операций по ним является закрытой. Впрочем, по словам экспертов, такие кредитные организации, как «Тинькофф», «Русский стандарт» и другие, не входят в первую двадцатку банков по количеству «активных» пластиковых карт. «Их доля на рынке – несколько десятых процента, и им трудно конкурировать с крупными игроками», – объясняет Александр Осин. Лидерами сегмента сегодня являются Сбербанк, ВТБ24, Альфа-Банк, Транскредитбанк и «Уралсиб», которые занимают примерно 85% рынка «пластика».
«Правда, доля только одного Сбербанка на данном рынке составляет примерно 70%», — уточнил главный экономист «Финам Менеджмента». По данным Байкальского банка Сбербанка РФ, в Иркутской области сегодня находится в обращении 1,396 млн. карт. С учётом доли рынка банка можно предположить, что в общей сложности сейчас у жителей области находится на руках почти 2 млн. карт. По итогам 2011 года на территории трёх регионов присутствия (Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край) банком было выпущено и перевыпущено 640 тыс. пластиковых платёжных средств. Это на 73% больше, чем в 2010 году, за который банк эмитировал 368,3 тыс. карт. У двух ближайших конкурентов Сбербанка эти показатели скромнее, однако динамика по ним также впечатляет. Так, например, банком ВТБ24 только за 2011 в городах присутствия Иркутской области было вновь выдано 41,4 тыс. карт (по сравнению с 2010 годом рост составил 6,2%).
Статистика в небольших банках несколько скромнее. Так, иркутским региональным представительством банка «Хоум Кредит» всего выпущено 21582 пластиковых карты, из них дебетовых – 3361. «Последние два года наблюдается всплеск интереса к «пластику» со стороны иркутян, – говорит руководитель по розничному бизнесу дирекции «Сибирь» банка «Хоум Кредит» Александр Вавилов. – Продолжится эта тенденция и в 2012 году: за неполный месяц, а фактически, если не считать праздничных дней, за две недели января было открыто столько же карт, сколько раньше открывалось за месяц».
На вкус и цвет
Выбор пластиковых карт, которые банки предлагают своим клиентам, впечатляет. Сегодня они различаются не только по дизайну и набору дополнительных опций, но и по массе других параметров – от суммы годового обслуживания и размера процентной ставки, если речь идёт о кредитной карте, до продолжительности периода безвозмездного пользования деньгами банка. По видам платёжных систем наиболее распространены карты стандарта Visa и MasterCard, совокупная доля которых на рынке оценивается в 85–90%. «Эти карты имеют одинаковый функционал и возможности по России и принимаются к оплате более чем в 170 странах мира, кроме Северной Кореи и Ирака», — говорят специалисты Байкальского банка Сбербанка РФ. Однако некоторые отличия у них всё-таки есть: так, для поездок в Европу и страны Африки в банке рекомендуют выбрать MasterCard, так как это позволит избежать дополнительных комиссий при конвертации с рублёвой карты, тогда как в странах Америки и Азии удобнее будет пользоваться картой Visa.
Если говорить о назначении, то самыми популярными сегодня являются карты, выданные в рамках зарплатных проектов. У Сбербанка их доля в общем объёме карт составляет 38,9%, у Альфа-Банка этот показатель относительно всего количества карт, находящихся в обращении на территории региона, ещё больше — 62%, в ВТБ24 — 63,5%. Причём в ВТБ24 говорят, что сегодня эта доля является самой высокой по сети банка в стране. На втором месте по популярности среди населения находятся дебетовые банковские карты, доля которых в общем объёме «пластика» у двух крупнейших игроков на этом рынке, Сбербанка и Альфа-Банка, составляет около 30%. Меньше всего в обращении у населения сейчас находится кредитных карт: их доля у Сбербанка и Альфа-Банка составляет 7,2% и 8% соответственно.
Одним из главных отличий банковских карт являются затраты на их годовое обслуживание и бонусы, которые они при этом могут принести владельцам. По словам аналитика агентства «Инвесткафе» Никиты Игнатенко, стоимость производства одной карты очень мала и, как правило, несравнима с платой за годовое обслуживание, которая может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. «Тем не менее плата за годовое обслуживание складывается из совокупности факторов, таких как затраты на обслуживание банкоматов, каналов связи с сервером, экваринговых терминалов, телефонную поддержку клиентов и так далее, — рассказывает он. — Это основные статьи расходов кредитных организаций, которые оплачивает клиент, пользуясь их услугами, плюс к этому в обслуживание входит и маржа банка».
Самыми дорогими обычно являются премиальные карты, которые выпускаются в рамках расширенного пакета услуг и именно поэтому стоят больше. «Повышенный размер годового обслуживания берётся за то, что их держателям предоставляются дополнительные возможности, скидки и бонусы, а также более выгодные условия по депозитам и кредитам», — объясняет Никита Игнатенко. Доступна держателям таких карт, в частности, и услуга овердрафта, позволяющая выходить за пределы установленного кредитного лимита по карте, что говорит о высоком уровне доверия банка к клиенту.
Среди иркутян наиболее популярными, по словам директора по розничному бизнесу операционного офиса «Иркутский» ОАО «Альфа-Банк» Ольги Беспечной, сегодня являются так называемые «летающие» карты, являющиеся совместным продуктом банка с несколькими авиакомпаниями, за расчёт по которым начисляются бонусные мили. Второе место по популярности занимает карта Cosmopolitan, которая позволяет получать скидки при расчётах в магазинах, кафе, салонах красоты, фитнес-клубах и так далее. Впрочем, недавно банк провёл исследования и выявил, что 20% держателей этой карты, рассчитанной прежде всего на женскую аудиторию, мужчины. «Тогда мы задумались о создании аналогичного продукта для представителей сильной половины человечества, так появилась «Мужская карта». Сейчас она на третьем месте в списке предпочтений клиентов», — говорит Ольга Беспечная.
Хорошего понемногу
Говоря о держателях банковских карт, эксперты отмечают любопытный факт: 90% из них по-прежнему используют «пластик» преимущественно для снятия наличных и только 10% — в иных целях, например, для расчётов в магазинах либо оплаты товаров и услуг через Интернет. По итогам девяти месяцев 2011 года в российском банковском секторе на снятие наличных приходилось 87,2% операций в денежном выражении. То есть в общей сложности с января по сентябрь прошлого года жители страны сняли с карт 9,8 трлн. рублей, тогда как на оплату товаров и услуг за тот же период было потрачено чуть больше 1,6 трлн. рублей. «На долю безналичных расчётов по картам сегодня приходится только около 12,8% операций», — говорит Александр Осин. По его словам, этот показатель хоть и улучшается, но довольно медленно. Так, в 2010 году он составлял 9,4% в общей структуре операций по картам.
Впрочем, как замечают представители банковского сектора, постепенно современные услуги, предоставляемые владельцам пластиковых карт, набирают популярность. К примеру, многие клиенты банка ВТБ24 используют карту с беспроцентным периодом кредитования в качестве «резервного кошелька». Оценили преимущества пользования такими кредитными картами, по словам Ольги Беспечной, и в Альфа-Банке. После его увеличения до 100 дней, благодаря чему заёмщик теперь почти треть года может безвозмездно пользоваться полученными деньгами, доля кредитных карт, считают в банке, может по итогам 2012 года увеличиться до 15%.
Ещё больше владельцев карт, которые пытаются с их помощью экономить на покупках. Так, при использовании карты банка ВТБ24 «Мои условия» на счёт владельца возвращается 5% от покупок в выбранной категории («Автозаправки» или «Рестораны, бары, кафе», «Аптеки», «Магазины косметики») и 1% от любых покупок по карте, включая оплату через Интернет. «Пластик» позволяет сделать накопления. В Альфа-Банке сейчас популярна опция «Копилка для сдачи», позволяющая перечислять от 1 до 30% от покупок по карте как на собственный, так и на счёт другого клиента банка. Причём сумму, лежащую на этом счёте, может «увидеть» только мобильный или интернет-банк. Вторая «фишка» для клиентов, доступная через интернет-банк, – сервис «Мои цели». Каждой цели (например, «на свадьбу», «на комплект зимней резины», «на абонемент в фитнес-клуб») можно задать срок намеченного исполнения и целевой счёт, на котором будут храниться деньги. На откладываемую сумму каждый месяц начисляются проценты. Впрочем, пока не больше 20% клиентов банка используют пластиковые карты для накоплений.
Консервативность держателей карт банкиры связывают с особенностями той или иной категории пользователей. Специалисты Байкальского банка Сбербанка РФ говорят, что у каждой карты «свои» клиенты. Например, высоким уровнем пользования «пластиком», начиная с классических карт и выше (Gold, Platinum, Infinite), как правило, отличаются самые современные и активные клиенты. «Это успешные в карьере топ-менеджеры, владельцы собственного бизнеса, руководители среднего и высшего звена, предприниматели, квалифицированные специалисты», — перечисляют в Сбербанке. Самым массовым сегментом являются клиенты, которым карта нужна для получения зарплаты.
В последнее время всё более активными пользователями карт становится молодёжь. В основном она использует карты Visa Electron и MasterCard Maestro для зачисления стипендии, причём теперь эта услуга доступна молодым людям начиная с 14 лет, тогда как раньше минимальный возраст, с которого можно было начинать пользоваться картой, составлял 18 лет. «Кроме того, они ценят, например, созданные нашим банком специальные приложения для iPhone, iPad, которые позволяют управлять счетами с мобильного телефона», — рассказывает региональный PR-директор Альфа-Банка Татьяна Космачёва. А вот пенсионеры, по словам представителей банковского сектора, только начинают привыкать к банковским картам, которые используют в основном для получения пенсии.
Из дополнительных опций, которые сегодня в пакете услуг получает каждый держатель пластиковой карты, по словам пресс-секретаря банка ВТБ24 в СФО Ларисы Кузнецовой, наиболее востребованы те, что позволяют дистанционно управлять счетами через Интернет и мобильный телефон. «А также SMS-оповещение и страховые программы, которые распространяются на кредит, личные средства на счёте карты и оплаченные картой покупки», — говорит она. «Нашим клиентам интересно получение по электронной почте ежемесячного извещения о сформировавшейся задолженности и обо всех операциях по карте», – рассказал Александр Вавилов. В Альфа-Банке прогнозируют, что в будущем мобильный банк будет даже более популярен, чем интернет-банкинг.
Пластиковое будущее
Участники рынка надеются, что со временем местное население будет использовать карты не только для снятия наличных. Впрочем, более широкому обращению карт в нашей стране, по мнению Александра Осина, мешают объективные причины.
— В России ниже активность банковского кредитования, выше ставки, инфляция и стоимость банковских услуг, поэтому и объём денежной массы к ВВП ниже, чем в других странах, а доля наличных денег в обращении выше, — объясняет сложную цепочку зависимостей он. — У нас, наконец, выше экономические и геополитические риски, что отрицательно сказывается на стремлении населения осуществлять безналичные «пластиковые» расчёты.
Впрочем, банкиры в отличие от аналитиков смотрят на ситуацию более оптимистично. «С каждым годом популярность карт неуклонно растёт», — говорит Лариса Кузнецова. Это, по её словам, подтверждают и косвенные факторы: «Как показала практика, наши клиенты заинтересованы в доступности банкоматов». О росте популярности расчётов с помощью «пластика», по мнению специалистов Байкальского банка Сбербанка РФ, очень красноречиво говорит и тот факт, что в результате роста эмиссии карт и активного развития инфраструктуры для их обслуживания количество совершаемых транзакций возросло более чем в два раза.
Банки со своей стороны стремятся сделать использование карт максимально комфортным. В том числе за счёт увеличения пунктов самообслуживания. К примеру, в прошлом году Альфа-Банк в регионе объединил свою сеть банкоматов с Промсвязьбанком и МДМ-банком (в России соглашение подписано четырьмя банками. – «Конкурент»), благодаря чему число точек, где клиенты банка могут выполнять операции с картами без комиссии, увеличилось с 84 до 180.
В ноябре 2011 года Альфа-банк и VISA выпустили в России первую карту Visa payWave с технологией бесконтактной оплаты. Карту не нужно «прокатывать» по терминалу и передавать, например, продавцу, что обеспечивает высокую степень безопасности. «Сегодня мы выпускаем эти карты для тех, кто едет за границу, – рассказала Ольга Беспечная. – Торгово-сервисное оборудование, необходимое для пользования этой картой, распространено за рубежом и устанавливается в крупных российских городах. Как только оно появится в регионе, начнётся использование этих карт клиентами и в Иркутской области».