На «зелёной волне»
Иркутск переживает настоящий светофорный бум. В прошлом году на улицах областного центра появилось 12 новых конструкций. Это число можно назвать рекордным за последние несколько лет. К примеру, в 2010-м было установлено восемь светофорных объектов, а в 2007-2008 годах их появлялось от трёх до пяти. Ламповые светофоры превратились в самый настоящий антиквариат и исчезли с городских улиц, уступив место светодиодным. Не исключено, что в ближайшие годы трёхцветные регулировщики движения и вовсе станут интеллектуальными. В чём их преимущество и насколько светофоры помогают снизить число ДТП – в материале Елены ЛИСОВСКОЙ.
Ламповый антиквариат
Первый светофор был установлен в Иркутске на перекрёстке улиц Карла Маркса и Ленина в конце 1980-х годов. «Уже тогда увеличивалась интенсивность движения в центре города, – рассказал нашей газете заместитель директора ООО СМЭП «Дельта», которое занимается установкой и содержанием светофорных объектов в Иркутске, Валерий Алещев. – Сейчас в областном центре 101 светофорный объект, большая часть конструкций размещается в Правобережном округе».
В прошлом году последний ламповый светофор на остановке «Академгородок» в Иркутске был заменён на светодиодный. Приблизительно 80% иркутских светофоров – новые или прошедшие капитальный ремонт. Средняя стоимость составляет 300 – 600 тыс. рублей, новый светофор оценивается в сумму 1-2 млн. рублей. Конечная стоимость нередко включают в себя нанесение разметки, установку новых знаков и пешеходного ограждения. Несмотря на довольно большой выбор производителей светофорных конструкций как в России, так и за рубежом, в качестве партнёра иркутяне выбрали Уральский оптико-механический завод из Екатеринбурга. «Нас привлекают цена, работоспособность техники в условиях Сибири, а также то, что в Иркутске находится сервисный центр компании», – пояснил Валерий Алещев.
В 2011 году на 12 перекрёстках и пешеходных переходах областного центра было введено светофорное регулирование. Это число можно назвать рекордным за последние годы: в 2010-м было установлено восемь новых светофорных объектов, а в 2007-2008 годах вводилось от трёх до пяти. «В прошлом году на установку светофоров из бюджета Иркутска было выделено 9,1 миллиона рублей, – рассказал председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутска Александр Николаев. – При выборе мест мы ориентируемся на данные ГИБДД. В первую очередь обращаем внимание на те места, где происходит большое число ДТП, в том числе с участием пешеходов».
Интеллектуальный регулировщик
После принятия решения об установке светофора на том или ином перекрёстке за дело берутся инженеры. Их задача – разработать оптимальный режим регулирования движения. Сначала возможные варианты обсуждаются с представителями ГИБДД, затем их вводят в специальную компьютерную программу. «Зачастую мы «предлагаем» программе несколько вариантов до того, как она покажет буквы А или В, что значит «наиболее благоприятное движение транспорта», а иной раз она всё время выдаёт букву F – «неблагоприятное движение», – рассказал Валерий Алещев. Установленный светофор в течение нескольких дней работает в «жёлтом» режиме, чтобы к нему привыкли водители и пешеходы. Затем его запускают в штатный режим работы.
Не исключено, что в центре Иркутска появятся светофоры, расположенные над дорогой, как на федеральной трассе М-53, объездной дороге микрорайона Ново-Ленино. В СМЭП «Дельта» не исключают, что это новшество будет применено на перекрёстках третьего и четвёртого пусковых комплексов моста через Ангару. Кроме того, планируется восстановить «зелёную волну» на улицах Декабрьских событий, Советской, Ленина в сторону уменьшения скорости основного потока. К примеру, если раньше была заложена скорость движения 45 км в час, то теперь, скорее всего, она будет изменена до 30 км в час.
Сейчас 80% иркутских светофоров связаны между собой единым сервером автоматической системы регулирования дорожного движения. Однако крупные города уже сделали шаг в сторону внедрения интеллектуальной системы. «Речь идёт об оснащении всех светофорных объектов камерами видеослежения, благодаря чему оператор может перенаправлять потоки в случае затора на том или ином перекрёстке», – рассказал заместитель директора ООО СМЭП «Дельта». Объём первоначальных инвестиций во внедрение этой программы в Иркутске оценивается в 2–4 млн. рублей.
Официальной статистики о том, насколько сократилось количество ДТП на перекрёстках, оснащённых в 2011 году светофорами, пока нет. «После обустройства светофорного объекта должен пройти как минимум год, – сообщил нашему корреспонденту начальник отделения организации движения и дорожной инспекции отдела ГИБДД УМВД России по городу Иркутску майор полиции Вадим Сметанин. – Однако уже сейчас можно сказать, что тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий и их количество на этих перекрёстках будут снижены в разы».
В 2012 году представители Госавтоинспекции намерены предложить администрации установить в Иркутске около 10 новых светофорных объектов. Речь идёт о таких перекрёстках, как Сухэ-Батора и Горького, где в 2010 году было зафиксировано 6 ДТП с пострадавшими, Мухиной и Захарова (6 ДТП), Лермонтова и Терешковой (4 ДТП), Советской и Омулевского (7 ДТП) и других. Кроме этого в администрацию Иркутска направлен перечень из 13 нерегулируемых пешеходных переходов, где необходимы светофоры типа «Т7» (одна жёлтая секция в мигающем режиме) для привлечения внимания водителей, проезжающих пешеходный переход. «На данный момент вопрос с финансированием этих работ не решён», – рассказал Вадим Сметанин. В общей сложности на территории Иркутска зарегистрировано 107 очагов аварийности, отмечают в ГИБДД.
Между тем в администрации Иркутска уже сообщили, что в 2012 году в областном центре планируется установить 12 светофорных объектов. Сейчас в мэрии находятся 25 заявлений граждан об установке конструкций в различных частях Иркутска.
Сами автомобилисты оценивают то, что в Иркутске стало больше светофоров, положительно. «Самым необходимым, на мой взгляд, был светофор на плотине ГЭС, – говорит Вадим, водитель с 30-летним стажем. – Особенно приятно, что сейчас вопросы по установке конструкций решаются гораздо оперативнее, чем раньше. Удобно и то, что на некоторых светофорах установлен обратный отсчёт: никто из водителей не нервничает и не газует. Все спокойно ждут своей очереди. Да и пешеходам комфортнее».
«Я считаю этот шаг оправданным, потому что движение с каждым годом становится более интенсивным, – говорит редактор журнала «Автомаркет», автолюбитель с многолетним стажем Игорь Верхозин. – Лично для меня важным стало то, что светофоры появились на выезде на плотину ГЭС со Старокузьмихинской и на улице Дыбовского недалеко от здания «Байкал Бизнес Центра». Там довольно много ДТП. Безусловно, проезжать перекрёсток по светофору гораздо комфортнее, чем по знакам. Единственный момент – светофоры снижают скорость движения».
11 метров вместо 16
Опрошенные нашим изданием эксперты отмечают, что установка светофоров, безусловно, повышает безопасность и комфортность движения, но глобально решить проблемы могут только ремонт и реконструкция улично-дорожной сети. «В Иркутске сейчас проживают 587 тысяч человек, – рассказал руководитель дорожного департамента ОАО «Иркутскгипродорнии» Владимир Ступаков. – Уровень автомобилизации в последние годы резко вырос: если в 1995 году в областном центре было зарегистрировано порядка 100 тысяч автомобилей, то сейчас – порядка 170 тысяч. Ежегодный рост в последние годы – 4-5%. Кроме того, в Иркутске и области имеются дороги, не отвечающие современным требованиям: ширина основных районных и межрайонных магистралей составляет 8–11 метров, в то время как необходимо 15-16 метров».
Специалистами ОАО «Иркутскгипродорнии» разработана программа развития улично-дорожной сети Иркутска до 2025 года. В качестве первоочередных мер предполагается реконструкция улиц, входящих в состав так называемого большого транспортного кольца Октябрьского округа – это сквозной проезд по улице Седова, также ремонт и реконструкция улиц Трилиссера, 25-го Октября, Коммунистической, что позволит оптимально распределить движение автотранспорта в районе Академического моста. Запланирована реконструкция магистралей от Академического моста по улицам Пискунова и Софьи Перовской, прокладка магистрали от Академического моста по левому берегу (от улицы Старокузьмихинской с выходом в микрорайон Юбилейный).
Один из важнейших пунктов программы – строительство скоростного кольца по периферии центральной части города. Это будет шестиполосная магистраль непрерывного движения. Маратовскую развязку проектировщики видят в нескольких уровнях. Кроме того, ими составлен перечень объектов реконструкции, строительства, капитального ремонта и ремонта основных улиц, строительства двухуровневых развязок, надземных и подземных пешеходных переходов, мостов и путепроводов. Предполагается, что ежегодно на реализацию программы потребуется от 1,5 до 2 млрд. рублей.