Приангарье на экспорт
Иркутской области нужно искать новые возможности во внешнеторговых отношениях с Монголией. Пока 80–95% регионального экспорта приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса, сообщил на прошлой неделе Евгений Лиштованный, руководитель представительства Иркутской области в Монголии, однако соседнее государство намерено в ближайшие годы обзавестись собственным нефтеперерабатывающим производством.
Внешнеторговый оборот Приангарья с Монголией за первое полугодие 2011 года составил 355,6 млн. долларов. Из них 351,9 млн. приходится на экспорт, 3,7 млн. – на импорт. Об этом сообщил руководитель представительства Иркутской области в Монголии Евгений Лиштованный. При этом наибольшая доля в товарной структуре экспорта приходится на нефтепродукты, в том числе на дизельное топливо – 62%, бензин – 31,2%. В целом за январь–июнь прошлого года Иркутская область экспортировала в соседнее государство нефтепродуктов на 333,2 млн. долларов.
Если по итогам 2009 года под влиянием мирового кризиса наблюдалось значительное снижение объёма экспорта нефтепродуктов как в физическом (на 43%), так и в стоимостном (на 49,8%) выражении по сравнению с 2008 годом, то в 2010-м специалисты зафиксировали заметное увеличение показателей. В минувшем году поставки продолжили расти: так, за весь 2010 год объём экспорта нефтепродуктов составил 540 млн. долларов. В настоящее время Монголия напрямую зависит от экспорта топлива из Приангарья (основной поставщик – АНХК). В сентябре прошлого года, подчеркнул Лиштованный, в стране разразился топливный кризис: «Многие заправки закрылись, было недовольство населения, и на разных уровнях говорили, что виновата российская сторона».
Задача, которая сегодня стоит перед монгольскими специалистами, по словам руководителя представительства Приангарья, – строительство собственных НПЗ и обустройство добычи нефти на своей территории. По сообщению агентства «Синьхуа», в конце октября прошлого года в аймаке Дархан-уул состоялась официальная церемония закладки фундамента первого нефтеперерабатывающего завода в Монголии. Предприятие будет поставлять большую часть продукции на внутренний рынок, уменьшая зависимость от импорта. В реализации проекта, стоимость которого составляет 600 млн. долларов, задействованы японские компании «Марубени», «Тойо инжиниринг корпорейшн». Правительство Монголии планирует запустить первый нефтеперерабатывающий завод в эксплуатацию к 2015 году. Он будет производить 1 млн. тонн дизельного топлива, 630 тыс. тонн бензина и 60 тыс. тонн авиакеросина в год, говорится в сообщении «Марубени».
Китай, по словам Евгения Лиштованного, тоже заинтересован в подобном сотрудничестве с Монголией. «Нам нужно серьёзно думать над другими сторонами торгово-экономического сотрудничества, – заявил глава представительства региона. – Надо привлекать малый и средний бизнес, крупный находит место сам». Он добавил, что Иркутская область готова поставлять в Монголию горнодобывающее оборудование, которое будет востребовано в связи с планами разработки крупного угольного месторождения Таван-Толгой и других. Предприятия ОАО «Иркутсккабель», ОАО «Усольмаш» и ЗАО «Энерпром» уже выдвинули свои предложения. Впрочем, подведение итогов конкурса по Таван-Толгою власти Монголии отложили до выборов в Великий Хурал летом этого года, чтобы «не нагнетать внутриполитический ажиотаж», пояснил Евгений Лиштованный.
Среди сфер сотрудничества, вызывающих интерес со стороны региона и соседнего государства, руководитель представительства назвал взаимодействие в области ремонта, эксплуатации и строительства энергообъектов. «Проблема Улан-Батора и других городов – изношенность оборудования, магистральных сетей, – говорит глава представительства области. – Четыре ТЭЦ уже не справляются с нагрузкой, в проекте – строительство ТЭЦ-5». Кроме новых путей сотрудничества в топливно-энергетическом секторе, Евгений Лиштованный упомянул сферу зооветеринарии, участие иркутских дорожных организаций в строительстве автодорог на территории страны, совместную работу научных институтов СО РАН и Академии наук Монголии, высших учебных заведений Приангарья в области совместных научных разработок, подготовки кадров, высшего и послевузовского образования.